Увидеть лучшие работы художников Бурятии
Самые известные и культовые работы мастеров искусства Бурятии собрала новая выставка в Художественном музее им. Ц.С. Сампилова, которая открылась в начале сентября. Выставка «Изобразительное искусство Бурятии» продлится до середины сентября.
На экспозиции представлены живописные и графические произведения бурятских художников XX - XXI веков. Это первая коллекция, представляющая обзор истории бурятского изобразительного искусства. Она охватывает отрезок с начала 1920-х годов до нашего времени.
Бурятия в 1920-1930 годах характеризовалась интенсивным развитием художественной жизни, в частности изобразительного искусства в республике. В 1925 году при Бурятском ученом комитете была организована художественная секция, основной формой работы которой была организация выставок художников разной профессиональной подготовки. Активное участие в этих вернисажах принимали выпускники художественных училищ Иркутска и Читы, первые бурятские художники советского времени, в том числе Цыренжап Сампилов, Иннокентий Дадуев, Александр Хангалов, Роман Мэрдыгеев, Иван Аржиков.
Роман Мэрдыгеев. Тайлган
Основным жанром в живописи в 1920-1930 годы была сюжетно-тематическая картина с историко-бытовым, фольклорным содержанием. Этнографическая направленность произведений была обусловлена специальным постановлением Буручкома. Это было необходимо, чтобы зафиксировать реалии жизни бурятского народа, уходящие в прошлое. Художники правдиво и искренне запечатлели на своих полотнах родной, знакомый до мельчайших подробностей быт предков.
Плодотворно работали бурятские художники и в послевоенный период. Заметно вырос уровень профессионального мастерства произведений этих лет. Картины Евгении Неволиной «Песнь о мире», Максима Воробьева «Весна в Селенгинске», Владимира Гончара «Сквозь тайгу» пронизаны жизнеутверждающим оптимизмом, торжеством победы, радостью мирного труда.
В конце 1950 – в начале 1960 годов в изобразительном искусстве Бурятии происходили значительные перемены. В бурятском искусстве новые веяния и методы вплетались в канву традиционной эстетики, связанной с историческим прошлым края. Художники Бурятии, используя новые формы художественного выражения, работали в реалистическом направлении искусства и создавали произведения, в которых была отражена значительная веха исторического развития общества. Начало творческой деятельности художников Александра Казанского, Даши-Нимы Дугарова, Георгия Баженова, Александра Даржаева, Антонины Бритовой, Иннокентия Налабардина, Михаила Оленникова, Марии Метелкиной и многих других выпало на бурное время творческих исканий и дискуссий о роли искусства в современном обществе.
Картина Цыренжапа Сампилова - Арканщик
В 1980-е годы глубинные процессы обновления коснулись переосмысления тематического, стилистического и образного строя произведений. Молодое поколение (Чингиз Шенхоров, Алла Цыбикова, Баир Тайсаев, Любовь Нохоева, Бальжинима Доржиев, Тумен Манжеев, Александра Дугарова, Зорикто Доржиев и др.) пыталось как бы заново «прочитать» культурно-духовное наследие бурятского народа, привлекая формально-стилистические приемы искусства других народов, других эпох. Каждый художник выработал индивидуальную пластическую образность и художественное воплощение авторских концептуальных воззрений.
Картина Дашинимы Дугарова - Лошади в степи
Первое десятилетие III-го тысячелетия не только подводит итоги пройденного пути, но и дает повод для размышлений о будущем. Богатство и многообразие индивидуальных дарований, внутренняя свобода и высокий профессионализм обеспечивает признание современного искусства Бурятии, как самостоятельного целостного художественного явления.
Главное фото: Иннокентий Дадуев. Буха-нойон
Мария Гордеева