ЛЮДИ
Single Blog Picture
Истоки художественных традиций бурятского народа в творчестве художника Чингиза Шенхорова

Просмотров: 2 112

Значительным событием в культурной жизни Бурятии стала персональная выставка Чингиза Бадмаевича Шенхорова, заслуженного художника Российской Федерации, действительного члена Российской академии художеств. Выставка проходила в Художественном музее им. Ц.С. Сампилова с 14 июня по 14 июля 2019 года. Однако сейчас можно оценить значение творчества бурятского мастера и академика.


Это была первая экспозиция мастера за последнее десятилетие. И на ней автор представил не только живописные и графические произведения, но и скульптуру. Художник назвал вернисаж «Поток сознания», как способ творческого осмысления и отражения действительности, где в одном пространстве соединились разные методы художественного выражения   авторских размышлений, эмоций и эстетических переживаний. 

Реалистическое видение окружающего мира гармонично переплетались с мифологическим сознанием, переходящим в символические образы, что являлось концептуальной основой выставки. На экспозиции было представлено 82 живописных полотна, 42 графических листа и 10 скульптур. В тематическом разнообразии экспозиции можно выделить несколько жанровых разделов: исторический, мифологический, реалистический пейзаж горной Тунки, а также символическое выражение философских размышлений художника о мире, космосе, окружающем пространстве.

Художник родился в 1948 году в селе Далахай Тункинского района Бурятии в семье потомственного кузнеца. Дарханы-кузнецы, особая каста бурятского родового общества, отличалась сильной творческой энергетикой. По бурятской традиции художественные таланты во всех видах искусства, особенно в рукотворных, генетически наследуется, и передаются из поколения в поколение в дарханских родах. Поклонение силам природы, магические обряды – та духовная среда, в которой формировалась восприимчивая натура будущего художника. С детства впитал Чингиз Бадмаевич напевные сказания улигершинов о богах-покровителях обетованной Тункинской земли, о могучих воинах – героях, окаменевших в Саянских гольцах.


В 1978 году Чингиз Шенхоров окончил Ленинградский (Санкт-Петербургский) институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина (бывш. Императорская Академия художества). Получив блестящее академическое образование, художник вернулся в Бурятию. Молодой выпускник Академии художеств увлеченно начал работать в жанре классического пейзажа.

Наблюдая и работая над природными мотивами родной Тунки, художник оказался сопричастным к таинствам Земли, поскольку с древних времен мифы и легенды сформировали неповторимый облик и духовную священность этой местности. Прекрасные долины, могучие горы отражены в пейзажах мастера. Эти произведения обладают особой притягательной красотой. Художник тонко подметил и отразил в своих полотнах жизненно важные для него элементы национального пейзажа. Картины небольшого формата наполнены эпическим настроем, окружающая природа незримо слита с человеком и его бытием, сочная зелень пастбищ, ритмические ряды изгородей, тонкими струнами – жердями, прорезающих прозрачную чистоту воздуха, звенящую тишину высокогорной Тунки. 
 
В пейзажных сериях, осознаваяреально-исторические  и мифо-религиозные особенности тункинского пейзажа, художник стремился выразить не только эстетическое их восприятие, но и восприятие духовной энергии, которая по традиции хранится в горах, в священном для тункинца месте, где живут боги. Творческие устремления художника искали новых путей самовыражения, тем более что мастер задумал осуществить заветное желание создать пантеон богов Тунки, олицетворяющие священные вершины Саянских гор в пластических формах.


Для человека, занимающегося изобразительным искусством всегда интересно испытать себя в другом виде, а именно в том, в котором он еще не работал, поскольку одни и те же выразительные средства имеют совершенно разные эмоциональное и эстетическое воздействие.
В 2006 году скульптурные произведения Шенхорова были отлиты в бронзе, но осмысление темы, важной для художника, композиционное решение и построение ассоциативного ряда: гора – эжин, (божество, хозяин местности), как мы видим, началось задолго до того, как скульптуры увидели свет. Автор использует миф, как основу содержательной сущности пластических образов, и воплощает их в стилистике народной скульптуры с использованием элементов буддийского канона.

За долголетнюю творческую деятельность Шенхоров работал в разных жанрах и видах искусства. Одновременно с пейзажами Шенхоров глубоко изучал и исследовал историческую тему о великом полководце средневековья Чингисхане. Он создал свой образ хана, который объединил монгольские племена и основал могущественную Монгольскую империю. Из глубины веков в сознании художника возникали, как генетическая память лица предков, праматери чигизидов, воины и военачальники армии, покорившей полмира.


Особое место в творчестве Шенхорова занимает «Гэсэриада» – героический эпос бурятского народа. Художник долго работал над оформлением книги, и в 2012 году она была издана. Откровением этой выставки были картины – размышления автора о мироздании, о космосе, о вселенной, где кажущийся беспорядок и непредсказуемость основаны на определенном порядке, абстрактные, символические картины приведены мастером к гармоничным геометрическим пропорциям.

В своих произведениях художник обращается к истокам художественных традиций своего народа, где символическое, мифологическое и реалистическое видение мира составляют основу традиционного мировоззрения и миропонимания.

Т.Е.Алексеева, искусствовед, зав. сектором хранения «Изобразительное искусство»
Национального музея Республики Бурятия

Тэги:
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив