РЕЛИГИЯ
О создании и истории Атласа тибетской медицины
О создании и истории Атласа тибетской медицины

Просмотров: 212

С 22 апреля 2003 года решением Буддийской традиционной Сангхи России уникальный живописный памятник утвержден в качестве буддийской святыни России.

Атлас тибетской медицины – уникальный живописный памятник, иллюстрированное приложение к трактату «Вайдурья онбо» (XVII в.), который является комментарием к основному медицинскому труду Чжуд-ши (Четыре тантры) XII в. 

Автором «Вайдурья-онбо» и Атласа является крупнейший ученый, религиозный и политический деятель Дэсрид (регент) Санчжай Чжамцо. Сам ученый Дэсрид Санчжай Чжамцо пишет о своем труде: «Создавая комментарии к «Чжуд-ши», я постарался показать себя как ткач и проявить все искусство пальцев, чтобы сущность смысла «Чжуд-ши» осветить в зримом, наглядном обличии (как рисунки) на основах полотна красочной ткани». На составление полного свода иллюстраций ушло несколько лет, сначала было создано 50 листов, затем их дополнили до 62. А в главной и последней своей работе – фундаментальном труде по истории тибетской медицины "Кхогбуг" (1703 г.) Дэсрид Санчжай Чжамцо называет окончательное число - 79 листов иллюстрированного свода, получившего название Атласа тибетской медицины. Таким образом, тибетский оригинал Атласа, состоящий из 79 листов, был изготовлен между 1687 -1703 гг. 

В 1923 г. по распоряжению Далай-ламы XIII Агван Лобсан Тубдэн Чжамцо (1876-1934), Кьенраб Норбу, директор Центра медицины и астрологии г. Лхаса обновил пришедшие в негодность листы Атласа тибетской медицины, произвел замену пропущенных листов, рисунков и написал завершающие редакторские стихи-благопожелания. Джампа-Принлэй, врач Центра медицины и астрологии г. Лхаса пишет, что в это же время появляется последний по счету 80-й лист, представляющий собой «тхангку преемственности лам, входящих в число могущественных знатоков, приобретших известность в истории медицины» и в сумме Атлас составил 80 листов, принятых в заключение. Этот оригинальный Атлас сохранился, и сегодня он хранится в Центре медицины и астрологии в г. Лхаса.
С Атласа на протяжении истории его существования были сделаны только несколько копий. Наиболее полная из дошедших до нас копий этого раритета, существующих в мире и известная как Атлас тибетской медицины, более 80 лет хранится в Национальном музее Республики Бурятия и входит в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации. 

Данная копия с подлинника XVII в. была подготовлена в кон XIX – нач. ХХ вв. бурятскими ламами при содействии учителя XIII Далай-ламы цаннид Хамбо Агвана Доржиева. Затем вывезена эмчи-ламой Ширабом Сунуевым в Цугольский дацан Забайкалья. Этот комплект Атласа тибетской медицины состоял из 77 листов. Впоследствии, уже в советское время в 1926 г. Атлас был передан в Ацагатскую медицинскую школу Бурятии. В 1936 г. уникальная реликвия буддийской культуры, сохранившиеся материалы, лекарственное сырье, хирургические инструменты Ацагатской медицинской школы были вывезены в Антирелигиозный музей (ныне Национальный музей Республики Бурятия) Ж.Ж. Жабоном, бывшим тогда инструктором республиканского Союза Воинствующих Безбожников. Следует отметить, что благодаря гражданскому подвигу Ж.Ж. Жабона и многих музейных работников были спасены от уничтожения выдающиеся памятники буддийской культуры и искусства, ныне являющиеся главными духовными сокровищами бурятского народа. Сегодня в коллекции музея хранится Атлас тибетской медицины состоящий из 76 листов (62 лист был утрачен). 

Таким образом, исходя из выше указанных дат, можно отметить, что уникальный список с Атласа тибетской медицины был выполнен до поздних изменений 1923 г. и сделан с оригинальных 79 листов без дополнительного 80 листа, который в то время еще не был написан. 

Второй вопрос о том, что состоял ли бурятский Атлас тибетской медицины из 79 или 77 листов был исследован Натальей Даниловной Болсохоевой - одной из ведущих специалистов по источниковедению тибетской медицины, которая не только видела, но и держала в руках листы тибетского оригинала Атласа, находясь в 1991 г. в г. Лхасе в научной командировке по приглашению тибетского Центра медицины и астрологии. Проводя сравнительный анализ оглавлений Атласа, она отмечает, что содержание листов полностью идентично, исключение составляют листы 6 и 7 из комплекта оригинала, которых нет в бурятском Атласе тибетской медицины. На них изображены схемы сосудов (вид спереди - лист 6, вид сзади - лист 7) в традиции медиков – выходцев из местности Лхундин. Эта тема не нашла отражения в нашем своде. Содержание остальных таблиц в обоих комплектах идентично.

Как известно все листы Атласа составлены по определенной схеме, строго выдержанной для всех листов. В верхней части каждый лист имеет порядковый номер с указанием главы и тома «Вайдурья онбо». Из-за отсутствия листов 6 и 7 изменяется нумерация последующих листов в бурятском комплекте. Таким образом, 8 лист из оригинального Атласа в бурятском памятнике из-за пропущенных 6 и 7 листов подписан верхней части на тибетском языке как «Лист 6 – иллюстрации к главе 3 «Уподобление» и к главе 4, разделу «Количества естества в организме мужчины и женщины». Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что данный памятник был изготовлен специально без данных листов и состоял из 77 листов. 

Кроме того, на первых листах сдвигаются рисунки, посвященные линии передачи учения медицины – учителей, наставников врачевания, индуистских и буддийских божеств, с которыми тибетская традиция связывает появление науки врачевания. Данные образы показаны в верхней части на первых 15 листах в 189 картушах бурятского Атласа тибетской медицины. На не написанных для бурятского комплекта 6 и 7 листах отражены линии преемственности учителей медицинской школы «Чжан» («Северная школа») и учителей школы «Сур» («Южная школа»). Но, несмотря на отсутствие изображений учителей этих двух тибетских школ, общая картина линии передачи, которая придерживается структуры «Согшина» («Древо собрания») не изменена и в полной мере отражает всех основных учителей и божеств врачевания. Листы 13, 14, 15 из бурятского Атласа отличаются количественной компоновкой образов божеств на каждом листе, но их общее число идентично оригиналу. 15 лист завершается изображением божества Дорже – владыки змей, также как и в оригинальном Атласе 17 лист завершается его же образом. 

Таким образом, можно отметить, что бурятский Атлас тибетской медицины имеет некоторые самобытные отличия от оригинала, которые не касаются композиции трактата «Вайдурья онбо» и медицинского содержания. 

Атлас тибетской медицины из коллекции Национального музея Республики Бурятия является уникальным памятником мирового значения. С 22 апреля 2003 г. решением Буддийской традиционной Сангхи России Атлас тибетской медицины утвержден в качестве буддийской святыни России.

Автор: Арюна Бальжурова, К.и.н, научный сотрудник, хранитель коллекции "Буддизм" Национального музея РБ.

Тэги:
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив