Одним из участников стратегической сессии «Стратегия развития Бурятии-2035» стал графический дизайнер, книгоиздатель Дмитрий Галсан. В прошлом году он и его друзья, единомышленники из России и Монголии, при поддержке создателей московского фестиваля «Типомания» Александра Васина и Натальи Вельчинской, организовали Международный фестиваль дизайна «Типомания в Улан-Удэ». Тысячи улан-удэнцев, гостей и участников, туристов толпились в импровизированном выставочном зале ТЦ «Пионер», где помимо более трехсот плакатов, каллиграфических работ, инсталляций «монгол бичиг», в режиме нон-стоп шли мастер-классы, лекции и просмотры как актуальных документалок, так и лучших типографических видео.
Сегодня мы разговариваем с Дмитрием Галсаном, в чем ему было полезно участие в стратегической сессии во ВСГУТУ с московскими модераторами, а также — о современном дизайне в Бурятии. И о том, может ли мода на арт-индустрию стать фактором туристической привлекательности республики.
Корр: Какие у Вас впечатления о стратегической сессии во ВСГУТУ?
Дмитрий Галсан (ДГ): В целом больше позитивные. Так случилось, что мы уже понимали, зачем идем на это мероприятие — пропедевтические обсуждения о возможном арт-кластере в Улан-Удэ, о переосмыслении наших городских пространств, с архитектором Федором Ращевским из Британской школы дизайна у нас начались задолго до его приезда в Улан-Удэ, благодаря деятельной поддержке Владимира Смолина, организатора сессии из нашего Минэкономики. Поэтому мы уже знали, во что нужно углубляться совместно с Федором, но в первый день оказалось, что кроме работы со специалистами Британки, есть еще и формат самой сессии, задаваемый модераторами другого московского вуза. И он не был понятен в начале. Теперь уже склоняюсь к мнению, что регламент работ не раскрывался ими, скорее всего, намеренно, для более интересных результатов. Но в конце концов те, у кого хватило терпения и настойчивости поработать по программе сессии, получили отличную возможность познакомиться не только с другими местными участниками мероприятия, но также с их идеями, пусть и в сжатой, может быть, даже условно-игровой форме. Так что полагаю, все имело свой позитивный смысл, поэтому хочу еще раз от лица нашей группы искренне поблагодарить организаторов мероприятия за приглашение.
Корр: Почему так важно развивать арт-индустрию, дизайн для территорий в целом и таких регионов, как Бурятия?
ДГ: Мы живем в современном мире, где национальный человеческий капитал и его качество становятся важными факторами конкурентных отношений между разными странами и регионами. Во всяком случае, все крупные советские инфраструктурные объекты, за исключением действующего авиационного завода и пары-тройки других выживших, вероятно, не восстановимы ни при каких обстоятельствах. Как быть в такой ситуации? Наверное, пытаться находить и поддерживать не только естественные и понятные всем секторы экономики, но также искать новые, обобщенно говоря, постиндустриальные точки роста. И развитие творческих индустрий, в данном случае, самый очевидный вектор поиска. Конечно, мы исходим из понимания того, что Бурятия находится на очень низком старте, но без первых шагов, увы, невозможно начать любой путь. Так что при всем богатстве выбора, у нас мало альтернатив, а так как мое призвание в этой жизни связано с творческими услугами, то понятно, почему мой выбор идет в пользу именно такой проблематики.
Если же рассуждать более предметно, то помимо важной социальной функции, необходимости развития человеческого капитала, мы сейчас видим фактически один растущий рынок в нашей Республике—это рынок туристических услуг. Растущий скорее вопреки нашим собственным усилиям, но благодаря важным естественным преимуществам — географическому расположению на монгольском отвороте Транссиба, с более привлекательным восточным побережьем Байкала, с наличием разнообразных природных ландшафтов, с невероятно богатой и насыщенной исторически-культурной основой. В таком случае, задача искусства и дизайна может быть сформулирована предельно конкретно — нужно задержать проезжающего туриста в Улан-Удэ хотя бы еще на полдня или день, а лучше на все три и более. Это ведь деньги в живом виде. Здесь должна быть и работать единая концепция развития, как республики, так и города, которая должна приносить пользу не только местному населению, но и быть очевидно привлекательна для гостей Республики и Города.
Например, правильная идея набережной по Селенге и Уде, конечно, должна развиться до идеи кольца, где конечной точкой мог бы стать перепрофилированный Центральный рынок, исчерпавший себя сегодня собственно как рынок с прямой функцией доставки сельхозпродукции от сельчан к горожанам. Все знают, как после постройки развязки к нему сложно подъехать, припарковаться, да и по ценам уже и не сказать, что он выгоден для массового покупателя. Можно услышать много историй, как бывают напуганы туристические группы, когда их в районе рынка атакуют постоянные обитатели рынка, люди обездоленные и так скажем, граждане с пониженной социальной ответственностью.
В трех словах, нам нужно переосмысление рынка, откуда необходимо вычесть все негативные активности, оставив позитивный потенциал фуд-маркета и добавить новые смыслы в виде Арт-Кластера. Поэтому можно было бы, без особых перестроек, переформатировать центральный корпус и примыкающий двор под крышей в выставочное арт-пространство с насыщенным фуд-маркетом и различными кафе, с большим выставочным мульти-функциональным залом в центральном корпусе и продуманным арт-кластером вокруг, куда смыкались бы в итоге не только все туристические маршруты по центру города, но и маршруты культурного отдыха горожан всех возрастов. А рынок с/х продукции, конечно, нужен, но в более удобном для всего города месте.
Корр: А какие успешные примеры есть в России, когда именно арт-объекты, дизайн привлекают туристов и самих жителей ?
ДГ: Примеров очень много. Из широко известных можно вспомнить опыт Перми с программами Марата Гельмана — несмотря на неоднозначность пермского опыта, можно и по сей день видеть всходы тех культурных семян, которые были заложены в тот период в Перми. Это если говорить о ревитализации городов с помощью арт-объектов и дизайна. Но нужно понимать, что для нас важнее не арт-объекты и дизайн, какими бы сверхценными сами по себе они не были. Нет, для нас важнее переосмысление нашего жизненного пространства, начиная со столицы нашей Республики. Разовый привоз каких-то очень крутых дизайнерских объектов или активностей не решит ровным счетом ничего. Убежден, что дизайн и арт-объекты городской среды должны быть видимой частью большого айсберга, где подводной частью будут собственно те активности, которые должны генериться творческими людьми и индустриями, причем местными, живущими и творящими здесь, в первую очередь. А как их активировать? Для начала, наверное, творческие единицы можно попробовать собрать, но не в принудительном конечно порядке. Вот поэтому мы и задумались о создании Арт-Кластера как той привлекательной и позитивной площадки, где могут быть собраны творческие люди и функции нашего города, на которой может случиться синергетический эффект, могущий генерить эту видимую часть «креативного айсберга».
Это также и тренд современного девелопмента в нашей стране. Бытует мнение, что в центральной России уже практически нет городов, где были бы заброшенные заводы или промзоны в центре города. В той же Туле, например, где проживает 496 тысяч человек, уже три арт-кластера наподобие московских «Арт-Плэя» или «Винзавода». В этом плане мы отстаем даже от Иркутска. Насколько понимаю, владельцы иркутского рынка в отнюдь не самой привлекательной части города выкупили франшизу московского арт-кластера «Флакон», и там действительно уже можно заниматься вопросами организации контента, а не инфраструктуры. Так что, полагаю, нам стоило бы подумать о том, как самим стать еще одним примером хотя бы для близлежащих регионов Сибири и Дальнего Востока — всего того мало осмысленного пространства страны, от символического Красноярска до условного же Владивостока. Так что стратегическая сессия дала возможность приступить к самым первым шагам в этом направлении.
Корр: Помните, как прошлым летом и осенью радовались открытию фестиваля «Типомания в Улан-Удэ» множество креативных, молодых не только возрастом и душой людей?
ДГ: Знаете, перед тем как открыть фестиваль, мы очень волновались, будет ли интерес к мероприятию. Для нас это было большим вопросом, мы не понимали, много ли придет людей, и когда на второй день, в субботу, с 9:45 утра, с травалаторов и лестниц потекли и потянулись целые потоки людей, причем целенаправленно на фестиваль, мы поняли, что наша гипотеза более чем верна. В городе есть большое количество людей, кто неравнодушен к такого рода мероприятиям. По нашим оценкам, за все дни фестиваля прошло более трех тысяч посетителей, при условии, так скажем, когда реклама шла фактически за счет самостоятельной активности соцсетей, несмотря на неоценимую помощь наших немногих информационных партнеров.
Фестиваль состоял из трех условных частей. Кроме понятного маркета, с продажей бууза, бургеров и кофе с чаем, а также книг, значков, каллиграфии и работы станков по печати, были статическая и динамическая составляющие фестиваля. В статической части было доступно более чем трехсот плакатов, начиная с ультра-современных плакатов из самых разных стран актуальных студий и дизайнеров, заканчивая редкими плакатами и артефактами из архивов Национального музея Бурятии и музея Театра оперы и балета. Существенной изюминкой «Типомании в Улан-Удэ» был большой блок крутой бурятской и монгольской каллиграфии, в том числе, инсталляционных работ — к нам приехали не только дизайнеры, но и ведущие каллиграфы Монголии, благодаря участникам общей нашей команды, улан-удэнскому центру каллиграфии «Тэнгэриин Бэшэг». В итоге нам получилось реализовать идею, чтобы Улан-Удэ стал символическим арт-мостом между Востоком и Западом, где встречаются не только монгольский и российский миры, но где мы можем понять, что самый современный плакат и самая традиционная бурят-монгольская каллиграфия есть суть одного и того же явления, отражения одной большой гуманистической культуры. Также в рамках статической части фестиваля мы провели типографическую акцию «CHOKAVO», в которой были отражены локальная лексика и местные жаргонизмы, от всем известных «хамаа үгы» до классических «ассо-трассо». Это также позволило самому массовому посетителю почувствовать сопричастность с современным дизайном и даже искусством, ну и конечно, фотографии этих плакатов появлялись в соцсетях с завидной частотой. Мне кажется, в этом есть свой смысл — люди бессознательно чувствуют необходимость осмысления собственного визуального опыта, им не хватает осмысленности не какой-то чужой, но собственной визуальности, идентичности. Поэтому был даже рад, когда выяснилось, что один плакат этой коллекции исчез со стены, прямо во время фестиваля.
В динамической части фестиваля, все дни подряд шли кинопоказы и лекции ведущих дизайнеров, каллиграфов России и Монголии, с отдельным выступлением востоковеда из США. Нам посчастливилось в числе первых в стране показать документальный фильм «100 лет дизайна» от известного проекта Bang Bang Education и Издательства Яндекс, не говоря о лучших моушн-дизайн роликах, победителей ежегодных конкурсов «Типомании». Также в динамической части в режиме нон-стоп шли мастер-классы, по монгольской каллиграфии, которые продолжились ворк-шопом на Байкале, в арт-резиденции «Баргуджин Токум».
Кроме того, Саша Васин с Натальей Вельчинской реализовали очередной свой проект — слушатели всех возрастов, под их руководством, создали самую крупную азбуку Восточной Сибири, спроектировав и нарисовав все буквы бурятского кириллического алфавита на стене тридцать на два метра, оживив унылый двор за корпусом «Пионера», что ближе к улице Смолина.
Для специалистов, для преподавателей и студентов креативных дисциплин, был организован отдельный, специальный мастер-класс по креативной педагогике, где Саша с Натальей поделились своим богатым опытом. Как это получилось, вы можете посмотреть в полной видеостенограмме:
В общем, образно говоря, фестивалем дизайна мы сделали первую «разведку местности» и теперь мы точно знаем, что у нас есть достаточное количество молодежи, причем всех возрастов, которым интересны темы и идеи из креативных индустрий.
Мы понимаем, что наше отличие от той же Москвы, например, в том, что кормовой базы (из сферы творческих предпринимателей) у нас маловато, поэтому мы видим залог развития фестиваля в тесной смычке с образовательными учреждениями Бурятии — и это хорошо понимают сами эти учреждения, которые нас очень сильно поддержали.
И отсюда же у нас есть понимание, что создание Арт-Кластера в Улан-Удэ необходимо в качестве отправной точки для развития не только материальной базы города, но в первую очередь для создания таких активностей и жизни на объекте, как например, фестиваль дизайна. Мы убеждены, что мало построить объект, очень важно его осмыслить так, чтобы на нем появилась жизнь, активность. И кроме фестиваля «Типомания в Улан-Удэ», есть куча других проектов и идей, как это сделать. Но об этом, думаю, уже в другой раз.
Город, где говорят «но» вместо «да и «бравенько посидели вчера», а «мухаай гое» значит буквально «ужасно прекрасно» (и смыслы этих слов означают одновременно именно то, что означают), он уже не будет прежним.
А если кто-то думает, что это «баловство и фигня, а мне вот надо картошку продать, кредит закрыть», это не так. Совершенно не так!
Потому что сейчас на рынке продается товар — со смыслом, с эмоциями, с улыбкой.
Это и есть брендирование. Это и есть маркетинг.
Теперь экономика (туризм в том числе) — это именно экономика впечатлений. Наслаждения визуальным обликом. Комфорта духовного и телесного.
Хорошее настроение и жизненный тонус. Наконец, мода, как элемент вирусного маркетинга! Похоже, пора связать нашу бурятскую продукцию и вот такие выставки графического дизайна, каллиграфии с ростом продаж бурятского мяса, молока, овощей. И даже вертолетов!
Но недаром бренд Apple уже стоит 1 триллион долларов.
Друзья, все, конечно, знают, что надкусанное яблоко Apple — это жажда познания, раскрепощения. Этот библейский символ стал и символом успеха, богатства.
А может, селенгинская, бичурская картошка, надкусанная нетерпеливым покупателем, если ее правильно упаковать, тоже станет брендом Бурятии?
Теперь, после фестиваля, многие люди, принимающие решения, понимают, что успешная экономика — это креативная экономика.
Выставка «Типомания в Улан-Удэ» это доказала убедительно.
Выгодно продавать впечатления и эмоции от продукции и услуг, произведенных в солнечной республике у Байкала поможет как раз вот это — позитив, улыбки, мгновенные впечатления, эмоции, ощущения детства, тепла и ожидания какого-то неведомого пока чуда.
Именно оно даст силы жить.
Творить.
Думать.
Действовать.
Однако, дизайнерам упаковки, интерьеров, рекламы, дизайнерам одежды, обуви, головных уборов, производителям сувенирной продукции из натуральных бурятских шерсти, кожи, камня, глины предстоит многое сделать, чтобы превратить Бурятию в модное место.
И, конечно, нужна помощь в предоставлении общественного публичного пространства, в представлении своих идей широкой аудитории Бурятии и России, ближнего и дальнего зарубежья.
Из истории Международного фестиваля «Типомания-2018 / Улан-Удэ» (28—30 сентября 2018 г.):
Фестиваль «Типомания» — одно из двух самых значимых событий в области графического дизайна в России, с 2012 г. Это международный культурно-образовательный проект, посвященный плакатному искусству, шрифтам, типографике, каллиграфии, моушн-дизайну и интерактивному дизайну.
Улан-Удэ вошел в список шести городов в рамках региональной программы фестиваля (города Санкт-Петербург, Томск, Челябинск, Архангельск, Красноярск). В улан-удэнской программе более десяти плакатных и книжных выставок, инсталляции бурят-монгольской каллиграфии «монгол бичиг», а также лекции, доклады и мастер-классы российских и иностранных специалистов, премьеры документальных фильмов, конкурс типографического видео, ярмарка, тусовка.
Фестиваль в Улан-Удэ был начат 12 июля 2018 г. с открытия главной плакатной выставки «East-West-Post» («Восток-Запад») в Галерее искусств народов Азии.
Новостной сюжет партнера, ТК «Ариг Ус», с летнего открытия фестиваля