Посвящение Учителю
Ушел из жизни Виктор Измайлов, ветеран бурятской журналистики, недавно отметивший 80-летие. Его вклад в развитие гражданской журналистики бесценен.
Представляем эссе о его жизни и творчестве. Память о нем будет всегда в памяти новых поколений.
Волшебная башня над Селенгой…Телевизионная башня царит над городом. Она возносится над небольшим, но уютным городком на слиянии Уды и Селенги в начале радостных шестидесятых. Гордая и неприступная, она светится в сумраке четкими линиями красных сигнальных огней. И этот сверхъестественный, почти божественный пунктир соединяет города, страны и континенты. И судьбы людей…
Так уж выпало, что мне довелось стать ровесницей телевидения республики. Какое это было безоблачное время! В космос летит Юрий Гагарин. Казахстанскую целину распахивают новенькие трактора. В Улан-Удэ не умолкают гудки, известных по всему Советскому Союзу, крупных заводов и фабрик. Встают многоквартирные дома, увиденные Хрущевым во время визита в Америку. И в этой светлой, немного романтичной атмосфере поиска новых дорог, энтузиазма и рождается Улан-Удэнская, а затем Бурятская студия телевидения…
…Я учусь в первом классе. Родители покупают телевизор. В шестидесятых годах это обыденное явление в цифровой век считается эпохальным событием. В гости «на телевизор» приходят, как на праздник. Щелчок тумблера - и серебристый экран на лицевой стороне ящика из полированного дерева вдруг начинает светиться.О, чудо! Картинка на нем проясняется, оживает. Красивые, молодые мужчины и женщины говорят, поют, улыбаются… Мне кажется, что они смотрят на нас, сидящих по эту сторону экрана. И я тоже здороваюсь с ними, отвечаю на их вопросы, обращенные к друг другу. Стараюсь не отходить от телевизора, когда он включен. И говорю всем, что тетеньки и дяденьки и могут обидеться, если мы на них не смотрим и не слушаем их.
…И вот через много лет, уже студенткой отделения журналистики филфака Иркутского государственного университета я переступаю порог Бурятского телевидения. Комплекс зданий телецентра, на небольшом уступе по улице Бабушкина, окружен тенистыми ильмами, акациями и темно-зелеными елями. Таинственный и прекрасный мир «волшебников» и «магов»- творческих сотрудников-журналистов, режиссеров, операторов, и технических специалистов живет здесь по своим правилам. Дарит жителям республики незабываемые мгновения причастности к жизни «таежной, озерной и степной» малой родины у Байкала.
«Золотое» время бурятской журналистики
…Сколько раз я, в последующей журналистской жизни, вспоминаю эти моменты. И силуэт телебашни, и творческие «посиделки» вечерами под ясной луной, и небезопасные порой приключения в дальних районы на потрепанных, но безотказных «уазиках»… И молодые лица коллег, их голоса и улыбки. Они часто снятся мне и теперь. Вспоминаю первое знакомство с молодежной редакцией, когда я не без робости вхожу в накуренный, шумный, но такой уютный кабинет. Оказывается, «молодежка»- живой организм! Его сердце бьется в руках Виктора Вавиловича Измайлова. Импульсивной, немного резкий, легкий на подъем, с курчавой шевелюрой и искрой в глазах, он весь погружен в кипучую деятельность. Бесконечные съемки, дальние командировки, «прямые эфиры», таежные экспедиции...
Меня потрясает любимая привычка Виктора Вавиловича, о которой знают все телевизионщики той поры - просыпаться с восходом солнца и приходить на работу в семь или даже полседьмого утра! Как я ни стараюсь прийти вровень или раньше, почти никогда не получается. Впоследствии добрым словом вспоминаю Виктора Вавиловича за нее, поскольку тоже стараюсь просыпаться рано и работать на «свежую голову». А в то время это получается у Гертруды Адушевны Манжеевой - режиссера молодежки, удивительно спокойного, чуткого человека, режиссера «молодежки», добрейшей души женщины, одаренного тонким художественным видением мира. Они живут по соседству, и приезжают к телебашне ранним утром, в битком набитом служебном автобусе телецентра. И когда, немного позже начальства, я бегу по нашей знаменитой «голливудской» лестнице вниз, и захожу в наш любимый кабинет, меня уже встречают- ворох последних новостей, слова напутствий. Служебные задания, которые требуют порой неимоверных усилий. Но благодаря именно этой «железной» тележурналистской школе Виктора Вавиловича мне удается исколесить всю республику, летать на вертолетах, мчаться на вездеходах, побывать на БАМе, пройти на «Ракете» по всему северному Байкалу. Узнать множество замечательных людей, у которых сейчас я учусь многому…
А тогда, пожалуй, если Виктор Вавилович – «мотор» молодежки, то Гертруда Адушевна - «душа» нашей редакции. «У Гертруды Адушевны все, как в аптеке!»- выносят ей вердикт строгие «монтажницы» телецентра и неподкупные сотрудники аппаратно-студийного комплекса, которым сдают на техконтроль киноочерки, телепередачи творческие коллективы редакций.
….Наверное, несколько нескромно прозвучит, но на втором курсе со мной происходит беспрецедентный случай. Виктор Вавилович берет меня на работу, внештатным корреспондентом. Я получаю первый официальный«неслыханный» гонорар – то ли пятьдесят рублей, то ли шестьдесят рублей. Тогда это означало почти половину зарплаты квалифицированного инженера. Как я обожаю нашу утреннюю деловую суматоху! Череда планерок, летучек. Рождение в творческих муках новых телевизионных сценариев, неизменно вызывающих горячий интерес зрительской аудитории.Постоянный творческий поиск, горячие, открытые дискуссии с молодежью республики – о смысле жизни, о непреходящих нравственных ценностях. О неприметных, казалось бы, с виду людях - молодых строителях БАМа, рабочих,милиционерах, педагогах, врачах, спортсменах, героях такого бурного двадцатого века. Видеозаписи, монтажи допоздна. Виктор Вавилович неустанно твердит: «Вот увидите, за телевидением - будущее! Грядут новые времена. И те, кто на экране, будут творцами Времени». Его пророческие слова сбываются. Участие в программах молодежной редакции дало своеобразную «путевку в жизнь многим известным людям республики, деятелям политики, спорта, искусства. Осмелюсь сказать, что Виктор Вавилович по сути был и остается первым политтехнологом, первым«маэстро» ораторского мастерства на авансцене бурятской публичной политики.
…А разве можно забыть теплую, задушевную атмосферу нашей «молодежки»! В небольшом, но уютном кабинете «молодежки» клубится дым коромыслом. Разрывается от звонков видавший виды телефонный аппарат. Двери не успевают открываться и закрываться. Вот прямо в окно редакции, распахнутое настежь, впрыгивает, сверкая белозубой улыбкой, Мэлс Самбуев, будущий классик бурятской литературы. Вот заходит упакованный в «дефицитные» джинсы веселый Саша Мисников, талантливый кинооператор, учившийся во ВГИКе. Вот травят последние «байки», наслаждаясь вниманием прекрасной половины бурятских «телевизионщиков», прославленные бурятские боксеры Велингтон Баранников и Бадма Батуев.
Заглядывающие к нам «на огонек» в массовом количестве гости с интересом осматривают импровизированный музей редакции, что в большом настенном шкафу. Мне тоже нравится в нечастые свободные минуты рассматривать его. Там, за стеклом, необычные экспедиционные находки, артефакты военного времени - пули и с осколки снарядов, бамовские «золотые» и «серебряные» костыли, полудрагоценные камни из Саян, оригинальные награды-статуэтки с всесоюзных и всероссийских телефестивалей, сувениры из поездок Виктора Вавиловича по городам Советского Союза и мира. А среди редких фотографий первооткрывателей Бурятского телевидения, которые хранятся тут - большое фото бывшего первого главного режиссера студии, ленинградца, маститого театрала, волею судеб попавшего в Бурятию Сергея Каллиопи, и еще автографы также многих именитых гостей редакции - американского певца Дина Рида, актера Юрия Соломина, прыгуна-рекордсмена Сергея Бубки, лучника Владимира Ешеева…
Ода Учителю
Теперь, по прошествии многих лет, автор этих строк может с гордостью сказать, что Виктор Вавилович - это не только мой первый Учитель в журналистике. Но и суровый, требовательный наставник нескольких поколений звезд бурятской журналистики. Остроумный, ироничный, но добрый и мудрый Учитель. Как прямой и честный человек, как мыслящий на перспективуруководитель редакции, на телевизионных летучках Виктор Вавилович раздает всем «сестрам по серьгам». Задает иногда почти отцовские «выволочки», которые устраиваются, чего греха таить, довольно регулярно. Но, все равно, по единодушному, пусть и немного позднему, признанию многих профессионалов и зрителей, это было золотое время бурятской телевизионной журналистики! Публицистики в самом высоком понимании слова.
Благодаря неиссякаемой энергии Виктора Вавиловича, его яркой харизме, впервые в истории Бурятского телевидения выходят в эфир первые прямые трансляции программы «Факел», турклуба «Хамар-Дабан». А затем я становлюсь свидетелем, какой шквал всесоюзных наград собирают киноочерки молодежного клуба «Поиск»- об огромной, самоотверженной работе горстки первопроходцев БАМа, о поднятии гидросамолетов в отрогах Муйского хребта. Первых героев БАМа увидела вся огромная страна-от Балтийского моря до Тихого океана.
…В годы «перестройки» у нас в Бурятии будоражат зарождающее гражданское общество республики самые первые «горячие линии» с участием ведущих политиков республики, прообраз будущих ток-шоу в российском медийном пространстве. Сотни зрительских откликов, писем приходят в редакцию, по следам смелых критических репортажей в нарушениях прав человека в популярнейшей телепрограмме «Гражданин и закон», которую Виктор Вавилович вел почти четверть века, в буквальном смысле спасая людские судьбы…
У Виктора Вавиловича, у Гертруды Адушевны, у своих обаятельных коллег-журналисток Ларисы Санхядовой, Нины Донской-Фуркало, Валерии Николайчук, ассистента режиссера Даримы Башкуевой я черпаю азы мастерства. Стремлюсь понять героев телепрограмм, то, чем они живут, что ими движет… Виктор Вавилович еще часто «балует» меня неожиданными подарками - поездками по комсомольским путевкам на Черное море, в Прибалтику. И, конечно, всегда в памяти - долгожданные стажировки в Останкино, в молодежную редакцию Центрального телевидения. Именно в конце восьмидесятых я появляюсь в кадре телемоста СССР-Япония, где женщины в телестудиях Москвы и Токио ведут горячую дискуссию о «северных территориях», о культуре Востока и Запада, о положении женщин в наших странах. По приезду в Улан-Удэ у меня появляется по-своему приятная кличка «япона мать», на что я нисколько не обижаюсь...
…А как не сказать о трепетном, бережном отношении Виктора Вавиловича к бурятской культуре, к бурятскому языку. Виктор Вавилович, уже на постах сначала главного редактора, а потом директора студии телевидения «до последнего» боролся с коммерциализацией работы телерадиокомпании со стороны федеральных хозяев, требуя от Москвы увеличить часы вещания на именно бурятском языке. Горой стоял за сохранение уникального оркестра бурятских народных инструментов, в штате государственной телерадиокомпании, доказывал, что такой оркестр-единственный и неповторимый на всей Земле!..
…Виктор Вавилович, хочу сказать, что время работы с Вами – лучшее время моей жизни. И даже не потому что молодость драгоценна для каждого человека. Просто я благодарна Вам за уроки Правды и Добра, которые Вы преподали мне. Возможно, я была не лучшей Вашей ученицей, но они не забудутся никогда…
Дора Хамаганова, журналист, автор книг «Байкал.Бурятия» издательств «Вокруг Света», «National Geographic Россия», документально-публицистических повестей «Улан-Удэ -древний город России», «Путь Нимбу-ламы», лауреат премии журналистского конкурса «Вся Бурятия-2011» Главы Республики Бурятия, участник Франкфуртской Всемирной книжной выставки- World Book Fest-2012.