КУЛЬТУРА
Художник Юрий Мандаганов создал арт-объект на вокзале Улан-Удэ
Художник Юрий Мандаганов создал арт-объект на вокзале Улан-Удэ

Просмотров: 1 331

Туристов в Улан-Удэ будут встречать картины, созданные в сложнейшей технике флорентийской мозаики, заслуженного художника России Юрия Мандаганова. Реконструированный вестибюль железнодорожного вокзала украсили четыре панно по тематике Чайного пути, а также мифов и легенд Байкала. 

В рамках проведения реконструкции железнодорожного вокзала, масштабного и непростого проекта, известному мастеру со своей командой пришлось в сжатые сроки – с ноября 2018 года.

По словам художника монументалиста и мастера флорентийской мозаики Юрия Мандаганова, необходимо было создать панно, которое гармонично вписывалось бы в общую концепцию архитектуры.

Юрий Мандаганов рассказывает о своих работах

– Архитектура специфичная, здание было построено в 30-50-ые годы XX века. Нужно было деликатно внедриться, не нарушая больших объемов. Соблюсти масштабы и размеры. Данный проект выполнен институтом «Иркутскжелдорпроект», с которым мы прорабатывали детали. Изначально вариантов было много. И поскольку вокзал это ворота республики, мы должны лаконично и емко раскрыть основные вехи истории Бурятии всем приезжающим и отъезжающим пассажирам. С появлением железной дороги прекратил существование наш Великий чайный путь. На одном из панно мы видим мужчину за чаепитием. Кошечки тоже создают домашний уют. На второй картине под названием «Торг» главным героем является продавец с весами. Его окружают купцы разных национальностей. В этих работах мне хотелось передать дух того времени.

Для достижения поставленных целей перед командой живописца стояла непростая задача. Ведь флорентийская мозайка – это вид монументальной живописи, где все должно быть лаконично. 

– Это же не повесть, и не рассказ, чтобы все описывать. Зритель должен принять соучастие в рассмотрении данных работ. Часто они, обращаясь ко мне говорят: «Юрий, чем дольше мы смотрим на картину, тем больше мы видим». Камень – это живой материал. Люди все по-разному воспринимают красоту, – отметил Юрий Мандаганов. – Каждый находит для себя, какие-то интересные моменты. Допустим, камень серпентинит. Он очень красивый по фактуре, строению. Разглядывая этот камешек, мы видим космическую глубину. Это наводит на какие-то другие мысли.

Красивые панно художника Юрия Мандаганова на железнодорожном вокзале станут центральными произведениями искусства, которые привлекут внимание к истории республики. Также они представят красоту самоцветов Байкальского региона.

– Бурятия – это богатейший край по природным богатствам. У нас столько самоцветов. Вот мы идем и даже не замечаем, что споткнулись о гранит, мрамор, яшму. Может быть все что угодно. Эти мозаики, наряду с тематической нагрузкой, несут и познавательную. Камни это наш регион. Они заряжены позитивно, – сообщил мастер. – В работе мы использовали серпентинит, офиокальцит (Окинский район), черный галенит (Селенгинский район), мрамор (Слюдянский район) и т.д. Есть изюминки. Где-то кусочки лазурита, чароита.
На противоположной стена расположились два панно под общим названием «Мифы и легенды Байкала». Каждое панно весом около 350 кг держится на анкерных болтах. Прием испытанный и отработанный командой мастера.

– Главная героиня – это дочь Байкала. Это утро, может вечер. Видны мифические животные, вдаль уплывают какие-то рыбаки, кто-то провожает, кто-то встречает. Игра пятен, цвета и ритма. Было необходимо малыми средствами передать загадочность, интерес, сказочность нашего великого озера, – рассказал Юрий Мандаганов. – На правой стороне – это обобщенная Бурятия. Основной упор я сделал на духовность. Там буддийские дацаны, православные храмы. Где-то театр оперы и балета проглядывает. На общем фоне девушка, играющая прекрасную мелодию. 

Юрий Мандаганов – это один из немногих мастеров в Сибири, который активно работает в технике флорентийской мозаики. Техника считается самой трудоемкой, требующей личных вложений, множество усилий, знаний и практики. До сих пор в этом направлении трудится не так много мастеров. Мастер мечтает о создании в Бурятии школы флорентийской мозайки.

– Это трудоемкий процесс, который имеет много циклов. Мало найти и привезти камни. Нужно его распилить, чтобы увидеть внутреннее состояние сырья. Только когда распилишь глыбу, смочишь его, только тогда можно увидеть с чем предстоит работать. Или балласт, или же чудесная красивая структура, – отметил он. – Камни имеют свою характеристику, одни мягкие, другие хрупкие, бывают вязкие, бывает, что рассыпаются в руках. И все это нужно соединить в одно целое – красивую и сюжетную картину. Флорентийская мозаика тщательная и скрупулёзная, швы практически не должны быть видны. Важна тщательность. И времени уходит много.

В условиях сжатых сроков команда художника Мандаганова работала почти круглосуточно. Все были буквально одержимы идеей подготовить, установить и показать эти замечательные картины. Для того, чтобы показать красоту картин у каждого панно будет установлена подсветка. Ведь произведения искусства должны быть достойно поданы.

Елена Монтоева

Тэги:
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив