Блиц-вояж в Песчаную Венецию
Кяхта встречает гостей по-военному: служивые в камуфляже, КПП, проверка документов, стволы орудий, БМП и танков, смотрящие в пасмурное небо, чёткие линии казарм и боксов. Но стоит только свернуть в городок - и начинается старинная красавица Кяхта. Когда-то её называли «Москвой на Востоке», «Забалуй-городком», «Песчаной Венецией Сибири». В Бурятии это уникальное место со своей историей, архитектурой, духовной и культурной жизнью.
Городок совсем небольшой. Буквально минут через пятнадцать мы подъезжаем на его южную сторону. Здесь расположена таможня и пограничный переход. А немного в стороне одна за другой потянулись расположенные впритык фермерские заимки.
«Тягач надо забрать, и трал забери, я поговорю с главным лесничим Мартыновым. Да. Да. Всё, добро. Ага. На связи. - говорит по мобильнику Валерий Цыремпилов, местный депутат Хурала. – Из лесхоза звонят. Пожары у нас начались. Около Большого Луга сутки горело. У лесхоза техники нет, приходится население поднимать. Снега у нас мало. Вот припорошило всего-то чуть-чуть».
Но снова тревожно звучит телефон, и Валерий Жамсуевич вновь углубляется в разговор, а за окнами машины тянется граница, уходящая за сопки линия забора из колючей проволоки. Впрочем, она не портит пейзаж, который оживляют мирно пасущиеся бычки и лошади. Для пастбищного животноводства это рай. Круглый год на подножном корму. И сено косить не надо. Самые крупные хозяева района, а это Виталий Самбуев и компания «Баян», держат по 2900 и 2600 голов КРС мясной породы. Есть небольшое молочное стадо у предпринимателя Павла Балсанова, но у него проблемы со сбытом молока.
В это время машина останавливается у одинокого храма в степи. Это строится новый красивый дуган на месте исторического Хилгантуйского дацана, который до 1809 года был официальной резиденцией хамбо-лам. Всё делается основательно из камня и дерева. Рядом стоит юрта, где пьют чай строители. Дальше на пастбище пасутся овцы. Это «социальная отара» местного фермера Романа Гармажанова. На опушке леса спряталась его небольшая ферма. А в нескольких километрах отсюда на берегу Чикоя расположена местность Эргэ-Бургэ, где был первый войлочный дацан – дацан первого Хамбо-ламы Заяева. Это и есть буддийские места силы Кяхтинского района. Здесь они разбросаны буквально гроздьями, та же священная гора Хугтэй хаан в Алтае. Чтобы объехать их, одного дня не хватит, и мы возвращаемся в город.
А въезд с юга встречает гостей величественным Воскресенским собором. Кяхтинские купцы построили его в 30-е годы XIX века, и путники, переходя тогдашнюю российско-китайскую границу, видели в нём всю мощь империи Романовых. Долгие годы он стоял заброшенным, и основные реставрационные работы завершились только недавно. Теперь это вновь действующий храм. Правда, он стоит на краю города, в стороне от жилых кварталов, и в нём в наш визит было пусто.
Ближе к центру есть ещё один действующий православный храм – Успенская церковь. Она возведена в 1884-1888 годах на средства богатого кяхтинского купца Немчинова. Здесь служит отец Олег Матвеев, бывший благочинный Бурятского округа до создания Улан-Удэнской и Бурятской епархии.
В самом центре города ведётся реставрация Троицкого храма, заложенного ещё в 1736 году самим графом Саввой Лукичом Владиславич-Рагузинским. А памятник ему, гениальному русскому дипломату, уже установлен на центральной площади Кяхты. И он стал достойным украшением некогда единственного в мире посёлка миллионеров.
Бывший Троицкосавск постепенно восстанавливает свои православные святыни. Как пишет местная поэтесса Валентина Каргопольцева: «Мой город церквей и соборов». И ведь Воскресенский, Успенский и Троицкий храмы - это не единственные церкви здесь. Одно их присутствие наполняет «Песчаную Венецию Сибири» особой духовной аурой.
Дополняет её и светская архитектура, Гостиные ряды, бывшие купеческие особняки, капитальные противопожарные брандмауэры, а главное - деревянная резьба. В этом плане город просто рай для фотографа. Особенно хорошо бродить и снимать здешние улочки и переулки ранним утром, когда солнце поднимается с Востока. Сегодня это богатое наследие старинного «Забалуй-городка» способно принести звонкую монету её жителям. Так считает Николай Фильшин, редактор газеты «Кяхтинский альманах» и руководитель общества местных краеведов.
Наш разговор с ним проходил в районной библиотеке, где, кроме краеведов, собрались члены литературного объединения. Зал был полон, а поводом послужила встреча с редакцией журнала «Байкал». «Москва на Востоке» сохранила не только прекрасную внешнюю оболочку, но и в лице своих краеведов и поэтов глубокое внутреннее интеллектуальное содержание.
«В начале XXI века у Кяхты снова исторический шанс внести свой вклад в экономику России в связи с созданием транспортного коридора «Россия – Монголия – Китай», - говорит Фильшин. – Для этого нужно выделить нашу знаменитую торговую Слободу из пограничной зоны города Кяхта. Чтобы работать на будущее, надо хорошо знать прошлое».
Александр Махачкеев
burunen.ru