НОВОСТИ
Анатомия уникальности
Анатомия уникальности

Просмотров: 2 572

На gordburyatia.ru наши читатели могут познакомиться с интересными людьми, живущими рядом с Байкалом: теми, кто реально своими делами, идеями, улучшают жизнь вокруг Байкала.


Наш собеседник  - Елена Творогова, президент молодежного благотворительного фонда «Возрождение Земли Сибирской» из Иркутска, человек со многими регалиями и наградами, руководитель многих проектов федерального и регионального уровня. Интересно, что Елена Творогова сплачивает общественников по обе стороны Байкала, в Иркутской области и Бурятии. В ее «Школе экологического предпринимательства», попросту «ШЭПРе», обучились социальным, информационным технологиям представители многих общественных организаций из Бурятии. 


Фото: cо страницы Е.Твороговой в Facebook.

 Елена  Творогова сотрудничала известным российским экологом Сергеем Шапхаевым.  Она – «мама» многих экологических благотворительных проектов и с бурятской, восточной стороны Байкала. И, вот, мы беседуем с Еленой Твороговой, в один из ее приездов в Улан-Удэ.Об уникальности в производстве и продвижении привлекательности территорий, туристических брендов, сувениров Бурятии. Что это такое, чем она ценна и как научиться ее продвигать?

Корр: Елена Александровна, наш проект «100 уникальных сел Бурятии» направлен на выявление точек роста и помощи населению при создании турпродуктов. И у меня появилось желание «порыться» в самом понятии уникальности. Мой первый вопрос к  Вам, как федеральному эксперту. Уникальность –  что это, по-Вашему? 
Творогова: Ваш проект направлен на выявление уникальности. Наверняка, вы сталкивались с ситуацией, когда в селах Бурятии  встречались с двумя разными типами производителей сувениров. Одни берут уроки из интернета, используют популярные методы hand made (то, что сделано вручную). Словом, копируют изделия. Наверняка, вы встречали и других людей, которые производят не абы что, а нечто - характерное для данной местности. Вот в этой ситуации давайте поразмышляем – что есть уникальность. Уникальность  начинается в первую очередь либо с привязки к человеку. Каждый мастер уникален по-своему. Например - почему каждый художник уникален? Потому что он создает свои произведения, исходя из своего внутреннего мира, своих представлений и собственной философии. И эти миры каждый раз уникальны, несхожи. Какого художника ни возьми – он не будет похож на другого. Соответственно, то, что он создает – неповторимо и уникально. Это и есть персональная уникальность!
    - Да, мы согласны с тем, что каждый художник, скульптор уникален, и творения таких людей востребованы. Но как быть с теми, у кого нет персональной уникальности - обычным людям, жителям села?
    - Почему-то к такой персональной уникальности мы с вами относимся как к уделу каких-то особых людей. Они, будто бы, где-то там творят, вдали от нас проживают. И нас не касаются. На самом деле персональная уникальность есть в каждом! Мой отец, выросший в деревне,  всегда говорил – «Сколько хозяек в деревне, которые хлеб пекут, столько разных хлебов». В его деревне ни один хлеб никогда по вкусу не повторялся. Каждая хозяйка в этот хлеб вкладывала свою любовь к тем, кого она будет кормить. А это дети, муж, родители.        Второй момент – она всегда старалась в этот хлеб вложить традицию семьи, которая передавалась от бабушек.
Соответственно, у каждой семьи накапливались свои традиции. И в одной семье из той же самой муки получался по вкусу один хлеб, а в другой – другой! Ингредиенты те же самые – колодезная вода, мука, но закваска была своя! И самое главное – это руки и отношение к продукту. И уже появлялся уникальный продукт! Так вот. Если говорить об уникальности. Уникальность начинается с малого. В таких тонких вещах есть свое волшебство.
Корр: Сейчас многие женщины берут уроки с интернета, появилось много увлечений. С позиции уникальности – как можно оценить изделия, сувениры?
Творогова Увлеченный человек, влюбленный в свое дело -  это находка для всех! Вещи, сделанные с душой, становятся прекрасным подарком для близких, родных. Нам нужно всем учиться, быть в тренде. Понимать, что сейчас востребовано, какие есть технологии. И интернет становится незаменимым помощником в этом. Но, если мои вязаные игрушки сделаны из интернета и повторяют изделия других рукодельниц, то интерес к ним, возможно, и будет, а вот покупать их будут мало. А ведь в них вложено время и деньги - ту же шерсть и другие нитки купить надо! Тогда опускаются руки.  Человек не понимает – почему нет покупателей? А ведь мы покупаем не просто вещь, мы покупаем нечто большее. Покупаем память о поездке именно в эту местность, в этот город. Мы покупаем, прежде всего, уникальность. 

   А она может идти из традиций, местных особенностей. Когда точь-в-точь сделано из интернета, вот тут уникальности нет. А вот когда человек смотрит на простые ингредиенты и пытается свое привнести, то ли это холст и краски, то ли это вода и мука, появляется уникальный продукт! Это новаторство, авторство, которое идет от самого человека.
   Сегодня  весь мир сошел с ума в плане утилитарности, штамповки. Это проще всего. Приобрел франшизу фастфуда, делай одинаковые, стандартные блюда, например, бургер. И вот – набор обязательных стандартных продуктов, стандартных рецептов. Процессы расписаны по секундам  Стандартизировано все - техника, оборудование. И неважно – где ты находишься, в Африке, в Европе, в Бурятии, этот бургер будет абсолютно одинаковым по размеру, вкусу! А скоро человека из процесса вовсе уберут - и все будет делать робот, представьте себе!...



Корр: Мир стремительно меняется, автоматизированные процессы облегчают жизнь людей. Но еду, действительно должен делать или хотя бы контролировать человек. Раньше как-то не задумывались об этом, а сейчас людям не по вкусу картофельное пюре быстрого приготовления. Или искусственное мясо.  Дети уже не хотят пить натуральное молоко, а хотят пить из тетрапака…
Творогова: Как раз на фоне того, что идет массовая стандартизация и унификация всего, у людей все больше и больше проявляется потребность в том, чтобы соприкоснуться с чем-то живым, настоящим, уникальным. То есть не похожим на это стандартное.
И здесь любому сервису, городу, региону, особенно Бурятии, известной неповторимыми природой, людьми, традициями, важно найти свой путь.  Определить свое развитие. Либо мы идем по пути стандартизации и пытаемся повторить, как это делают в других регионах.

Либо мы идем в сторону авторства! «Моя бабушка именно так делала. И я повторяю бабушку, а не специалиста, который сидит и разрабатывает рецепты где-то в институте».
  Очень важна в уникальности привязка к местности. Особенности каждой местности в Бурятии не повторяются. Байкал, особенно его пологий восточный берег – уникален. По сути дела, это огромная планета. Самое сухое место в Восточной Сибири находится на Байкале – это остров Ольхон. Самое влажное место в Восточной Сибири находится тоже на Байкале, и это южное побережье Байкала, предгорья Хамар-Дабана. Понимаете? То есть по разным берегам Байкала, по сути дела, каждая местность по-своему уникальна. Где-то почвы аллювиальные, они достались нам от древнего моря, которое когда-то здесь плескалось. А где-то почвенный слой очень бедный, там практически нет органики. Это свидетельство того, что они молодые, гумус не успел сформироваться. Таких примеров множество!
  Уникальные климатические условия очень ограниченны по территории. Например, Байкальск. Там растет клубника такая, что больше нигде на Байкале не растет. В Солзане она уже растет, в Байкальске хорошо растет, в Утулике нормально растет. А буквально 10 км проехал – клубники мало или вовсе нет! Или уже, по вкусу и размеру, не та клубника, представляете? Природа подарила нам уникальные условия произрастания клубники. Я уверена, что подобных локальных феноменов на Байкале огромное количество. Мы сами, в первую очередь, и являемся потенциальными потребителями этой уникальности.
  Я знаю, что на Малом море и на Ольхоне снега очень мало и слепить снеговика - целая проблема, потому что снег сухой. Но можно проехать всего 50-100 км от берега, а там снег другой, и там снеговик лепится!  Особенно много снега в Прибайкалье, Горячинске, Баргузине, Северо-Байкальске. Это что? Это уникальность! Вот, пожалуйста, можно организовывать туры для лепки снеговика из нормального снега!  Этот продукт будет действительно очень живым и понятным, потому что – все мы из детства. Вот через эту уникальность можно развивать познавательный, просветительский, краеведческий, этнографический, гастрономический туризм.


Фото: cо страницы Е.Твороговой в Facebook.

Корр: С точки зрения гастрономического туризма – какие есть  неиспользованные ресурсы, на Ваш взгляд?  Творогова: Приезжаю в Узбекистан. Такой диалог. У меня спрашивают: «Плов где пробовали?» «В Бухаре». «Там не тот плов! Вот у нас плов – совсем другой! Он вкуснее, лучше, и по настоящему рецепту!». Для меня – плов да плов. А местные жители, узбеки – различают, сохраняют секреты и очень гордятся, культивируют. Приезжаю в Улан-Удэ. В кафе спрашиваю – «Хочу буузы. Какие они у вас?» Ответ: «Нормальные, обычные». Вот ни за что не поверю, что в Бурятии везде одни и те же буузы! То же самое с пельменями. Какая-то семья любит маленькие пельмешки, они два раза прокручивают мясо через мясорубку. А в какой то семье любят огромные пельмени с рубленым мясом. Почему вы утратили эту уникальность? Вам нужно срочно вспоминать, какие буузы и откуда привозят мясо для них!..


Фото: yanckovitch.yanina

Корр: В защиту скажу, что у бурят есть разные буузы – шэнэхэнские с рубленым мясом, баргузинские с рыбой, оронгойские – огромные, кижингинские с множественными, мелкими складками и т.д.
Творогова: Почему тогда отсутствует это понимание уникальности в ваших кафе? Я сужу с позиции внешнего клиента. Мне в нескольких местах никто эту уникальность не предъявил, не показал и не попытался продать. Я б купила, но никто ж не продает! Вот такая штука. Любая монетизация уникальности начинается с обнаружения этой уникальности. Вы в первую очередь сами должны хорошо прочувствовать, понимать, владеть ею. И еще - в продолжение темы уникальности. На берегах Байкала, особенно на бурятской стороне, сохранилось максимальное количество русских печей, еще живых и здоровых. Ими мало не пользуются сейчас, но они еще есть. И живы еще люди, которые при желании могут вспомнить, как в русской печи приготовить блюдо.
А ведь русская печь, и вообще русская кухня это единственный в мире прецедент приготовления пищи на понижающейся температуре. Никаким другим способом такой температурный режим получить нельзя. Русская печь сначала протапливалась, нагревалась, достигала высокой температуры, а потом естественным образом, очень медленно остывала. И когда блюдо ставилось туда, начинался процесс томления. Никогда не варили в печах, не жарили. Пищу томили. И вот тот вкус, который получался при таком способе приготовления – он уникален, так как никаким другим способом  тающую во рту, ароматную пищу получить нельзя!
И я знаю, что сейчас в современных городах, селах огромное количество людей, которые никогда в жизни не видели действующую русскую печь и не пробовали блюда, приготовленные в русской печи! А у вас в Бурятии эта старинная традиция  пока используется. Именно как турпродукт, никому пока не нужна...

Корр: Получается, уникальность невостребована туристами, из-за того, что мы не знаем, не ценим своё? 
Творогова:
К сожалению, да. Ваша реальная уникальность сегодня оказывается неактуальной и невостребованной. Не нужно искать особую уникальность. Очень важно увидеть свою собственную уникальность, которая реально есть. Второй шаг – ее нужно актуализировать! Четко и внятно проговаривать, прописывать, вычленять. Особые рецепты. Особые условия произрастания овощей, дикоросов, лекарственных растений в вашей солнечной республике. И еще много других привлекательных для внешней публики факторов. Надо продумывать маркетинг от мелочей – от тавро на кирпичах, на всех изделиях,  до современных способов рекламы. Когда появляется своя уникальность, ее проще продвигать, а не наоборот.
   Первый шаг монетизации – выявление уникальности. Вы должны сами четко понимать – что вы делаете, чем это отличается от того, что делают в соседнем селе, на соседней улице, в другом городе или другой стране... «А у нас красивее!..». Это абстрактно сказано. Так в чем же ваша уникальность? В материале, традициях, мастере, технике? В чем?.. Когда вы сами это осознаете, это и будет первый шаг к успеху во всем. Это будет монетизация ваших опыта, знаний, навыков. Это и есть ваши деньги, оценка ваших ресурсов и возможностей. А успешные примеры уже есть.

Допустим, я знаю, что бурятские мастерицы из горной Оки, участники одной из прошлогодних Школ экологического предпринимательства в Танхое Кабанского района, показали свое мастерство, в Центре сойотской культуры в Орлике.

И уже активно продвигают свои замечательные вещи из войлока, шерсти яка, одевая в теплые, изумительно красивые шапки, одежду, обувь своих детей, мужей. А, может, это будет бренд  мирового уровня!..



Фото: cо страницы Е.Ширибон в Facebook.

Студия изделий из войлока в Орлике, Окинского района Бурятии. За 700 км от Улан-Удэ, в горах Присаянья, рождаются рукотворные шедевры. Обучение проводит Елена Ширибон, модератор проекта "100 уникальных сел Бурятии".


Кстати, с 28 февраля по 3 марта 2019 в Байкальске Иркутской области пройдет очередной грантовый конкурс школы и все желающие могут подать туда заявки. 


    Удачи всем!


–  Благодарим, Елена Александровна!


Беседовала Елена Ширибон, модератор проекта «100 уникальных сел Бурятии».



Тэги:
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив