Достопримечательности Селенги: история появления Святого Креста на перевале Убиенном
«СВЯТОЙ КРЕСТ» — металлический, 20-ти метровый, весом 20 тонн крест, поставленный в 1997 году, символизирует память о защитниках города Селенгинска 1696 года, когда украинский гетман Демьян Многогрешный под этой горой разбил войско монгольского Очир-хана. В 2000г. установлен колокол из автомобильных дисков. Автор — Василий Иванов, житель города Гусиноозерска.
Любитель сказаний и легенд, житель г. Гусиноозерска Василий Александрович Иванов очень увлечен историей своего края. Одно время он внимательно следил за публикациями местного краеведа в районной газете. Оттуда и узнал, что перевал Крестын-Дабан по дороге в Джиду получил свое название не случайно.
Кто-то давным-давно заметил, что горы, которые идут от Селенгинска вдоль Гусиного озера, в этом месте вроде бы крестом сходятся. Там и решил поставить в 1993 году В.А.Иванов свой первый памятный крест, сооруженный из обычных металлических труб, высотой 12 метров и весом в четыре тонны.
Тогда он, начальник смены на разрезе, заразил своей идеей весь коллектив: кто мог, оставался в свободное время и помогал проектировать, варить металлические конструкции, рыть котлован и т.д.
«Прежде чем установить крест, пять раз в Улан-Удэ ездили, чтобы все пропорции согласовать с инженером по крестам, и выполнили их требования идеально», – считает Василий Александрович.
Тогда В.А.Иванов получил в Улан-Удэ письменное благословение от батюшки, которое положили в пустую бутылку из-под шампанского. Туда же вложили записку о тех, кто установил крест, и заварили все в верхней части конструкции.
Крест весом в 20 тонн и 20 с лишним метров высотой В.А.Иванов поставил на перевале Убиенном в 1997 (1998?) году.
С дороги его совсем не видно, попасть к нему без провожатого сложно. Извилистая дорога незаметно уходит к холму от основной трассы на Монголию. Сквозь густые заросли кустов вдруг взлетает в небо белый монументальный крест, появляющийся как будто по велению волшебной палочки.
Это место, в народе называемое «Убиенка», очень знаменито. Еще в XVIII веке монгольские феодалы частенько нападали на селенгинские степи и, по словам В.А.Иванова, однажды захватили Селенгинск, удерживая его несколько дней в осаде.
Тогда гетман Украины Демьян Многогрешный, находившийся на вольном поселении, собрал народ, и дали они бой. «На этом самом месте – на поле в один квадратный километр – много селенгинцев полегло. Здесь тогда памятник им поставили, но теперь уже ничего не осталось».
Другая версия, не менее легендарная, рассказывает, что по этим местам проходил торговый путь и караваны часто грабили, а людей убивали. Вот и решил В.А.Иванов восстановить справедливость – поставить здесь памятник, да такой, чтобы миллион лет стоял. «Я специально все расчеты сделал», – уверяет инженер-горняк.
Сам крест состоит из трех сваренных труб, которые используются для прокладки теплотрасс. Та, что посередине, потолще, она сплошная, внутри труба потоньше, а в ней рельс снизу доверху. «Получается, что внутри креста еще один такой же. Все это сделано для крепости, чтобы не покосилось сооружение, не переломилось. Теперь его не уронишь, не разобьешь, не разбомбишь», – уверен Василий Александрович. В конструкции предусмотрены специальные отверстия для вентиляции. Внизу внутренние части закреплены наглухо, а наверху они скользящие, чтобы при изменении температуры крест не треснул изнутри.
Доставляли крест с разреза три дня – размах «крыльев» составлял около двенадцати метров. Везли по полям и проселочным дорогам, асфальт пересекли только один раз. От грузового 40-тонного БелАЗа взяли колеса, балку, закрепили крест, и «Кировец» довез его на «Убиенку». Уже на месте его начали красить специальной антикоррозийной краской.
Закрепили 20-тонное сооружение металлическими растяжками, чтобы конструкция не разболталась. Уже позже сделали ограду из рельсов и цепей.
В 2000 году установили колокол, чтобы каждый пришедший мог здесь «отметиться». «Вы не подумайте, что я человек набожный, – говорит Василий Александрович, – до религии я не созрел. Крест – это судьба человека. У каждого он свой».