В Бурятии фермеры Корытовы воссоздают семенной фонд многолетних трав
Фермер Григорий Корытов: «Наши огурцы, как с грядки!»
Каких-то десять минут езды от Кабанска, и мы - на Липкином поле. Предбайкальское раздолье. Места-то здесь какие - загляденье! Понимаю фермеров Корытовых, которые ни за что на свете не променяют родимый край на другие. Ещё в советское время на Липкином поле по-стахановски работали механизаторы и растениеводы совхоза «Кабанский», сообщает газета «Бурятия».
А во времена стародавние на этих дивных полях и лугах проливали пот предки нынешних малоколесовских аграриев Корытовых, к примеру, дед Сергея Владимировича - Григорий Афанасьевич, погибший смертью храбрых в августе 1942 года и похороненный в Кабардино-Балкарии. В честь прадеда-фронтовика и назвали современного кабанского растениевода, фермера Григория Корытова.
Дело спорится
Пока Григорий ездит по делам, его отец и руководитель семейного крестьянско-фермерского хозяйства Сергей Владимирович вместе с дочерью Анной, прежде чем показать свои «владения», вводят меня в курс дела.
- Теплицу мы временно закрыли: мы же - «зимники», - разъясняет Сергей Корытов. - И сейчас в теплице идут замена грунта и ремонт. И где-то в ноябре начнём запускаться. В первых числах февраля мы получаем первые огурцы. До этого четыре года мы работали в теплице круглый год.
Напомним, что пять лет назад экс-железнодорожник Григорий Корытов загорелся идеей открыть на селе своё дело, а именно создать КФХ и построить капитальную огуречную теплицу. Задумано-сделано. К осени 2015 года на пустовавших землях бывшей молочно-товарной фермы появилась теплица. На 100 тысяч грантовых рублей покрыли поликарбонатом крышу теплицы. В ноябре того же года появились первые ростки. Первый год фермеры экспериментировали: пробовали высаживать капусту, цветы, картофель. От них в итоге отказались - сделали ставку на огурцы. И не прогадали. Корытовские огурцы не идут ни в какое сравнение с гидропонными.
– У нас грунтовая система, - вступает в разговор Григорий Корытов. - Поэтому наши огурцы, как с грядки. Мы не обрабатываем их химикатами.
Корытовские огурцы вырастают на славу - экологически чистые, сочные, хрустящие. Они пришлись по вкусу жителям района, а от покупателей нет отбоя. Главный в теплице, «наш генералиссимус», как в шутку называет свою жену Сергей Владимирович, - Тамара Васильевна.
С огуречным направлением в семейном малоколесовском КФХ всё сложилось. Но дальше-больше. Несколько лет назад они начали осваивать растениеводство. И с этим направлением всё у Корытовых складывается как нельзя лучше: дело мастера боится.
На земле дело спорится у людей от сохи, трудяг, кто любит родную землю не на словах и орошает её, матушку, солёным потом. И трудится не покладая рук. На Липкином поле невооружённым взглядом видно, что фермеры здесь приложили руки: травы - кострец, клевер, овёс, горох, а также амарант - взошли как надо. Убирать урожай начнут в сентябре, когда созреют полностью.
- У нас 370 гектаров земли, - охватывает взглядом поле Сергей Корытов. - На сегодняшний день земля полностью задействована: всё растёт. Перед нами стоит цель - выращивать семенники.
С весны прошлого года Корытовы вошли в федеральную программу и начали воссоздавать семенной фонд многолетних трав (спрос на семена очень большой), также стали выполнять задачу по обеспечению кабанцев грубыми и сочными кормами. В конце августа прошлого года, закупив семена у надёжных поставщиков, вычистив поля от сорняков, кочек, они получили за счёт правильных агрономических технологий небывалый урожай кормосмесей – до 100 центнеров с гектара. Причём лучше других кормовых культур проявил себя овёс. Суданская трава в Малом Колесово вымахала аж до 2,5 метров, а овёс – под два метра.
- Землю не пахали 40 лет, - поясняет Сергей Корытов. – Мы распахали её японскими почвообрабатывающими фрезами полностью, как положено, на четыре раза.
Григорий Корытов с коллегами-фермерами из регионов России на тренинге в Москве
Предприимчивые фермеры будут убирать овёс и горох в вакуумную упаковку. Выращенные на этом поле в Малом Колесово сочные корма – уникальные. Ведь такую продукцию никто в Бурятии не производит. Зерносенаж и сенаж прямо с поля упаковываются в вакуум. Даже зимой, когда эта упаковка вскрывается, они остаются свежими.
- А вы поливаете свои участки? - спрашиваю у фермера.
- Сейчас ведём водопровод, - информирует он. – У нас будут стоять насосная станция и система поливных установок «Фрегат». Хотим ввести 220 гектаров мелиоративных земель. При поливе два урожая будут гарантированы.
Как отметил Корытов-старший, 75 процентов урожая забирают местные сельхозтоваропроизводители. Нынче через центр предпринимательства «Мой бизнес» на колесовских фермеров вышли монголы. Недавно они приезжали и решили приобрести у них сочные корма. Первый заказ от монголов - 100 тонн кормов.
Нет слова «назад»
Помимо этих двух направлений малоколесовские фермеры первый год занялись не совсем обычным для растениеводов делом - рыбопосадочным материалом.
- Мы ещё и рыбку - малька сазана выращиваем, - говорит Сергей Корытов. - Участвовали в конкурсе и выиграли тендер. Его объявили недропользователи, которые наносят экологический ущерб природе. Дорожники не могут выращивать молодь рыбы. Поэтому как партнёры мы осваиваем эти деньги и комиссионно будем поставлять недропользователю мальков сазана. Нынче закупили сазанов и выпустили в наш водоём. Первую партию мальков отвезём в Забайкальский край, а остальных выпустим в Селенгу.
Рыбоводством начали заниматься совершенно случайно, с лёгкой руки министра сельского хозяйства республики Даба-Жалсана Чирипова, который побывав здесь, предложил, мол, не заняться ли вам рыбой?
Интересуюсь у Сергея Владимировича финансовой ситуацией в хозяйстве.
- Мы брали кредиты и с тех пор их оплачиваем, - отвечает фермер.
А дальше на Липкином поле разговор заходит о фермерских проблемах. Об одной из них, потравах, Сергей Корытов говорил ещё в прошлом году.
- Самое страшное для нас - это скот, - сетует фермер. - Если скот сюда зайдёт, всё пойдёт насмарку. Наше ноу-хау - видеомагнитофонная плёнка, которая использовалась в прежние времена. Её мы развешиваем на изгородь, она на ветру шелестит, и сюда не ходят коровы, лошади.
Другая, старая как мир проблема - кадровая. Несмотря на то, что механизаторы, работающие в этом КФХ, получают неплохие деньги, молодёжь не прельщает работа на тракторах и комбайнах. Тут трудятся трактористы, которым, увы, далеко за сорок.
Не прибавляют оптимизма растущие цены на топливо. К примеру, в начале прошлого года солярка стоила 32 рубля, а к уборочной кампании её цена поднялась до 47 рублей. И ещё, как считают реальные производители сельхозпродукции из Малого Колесово, большой тормоз - бюрократия: приходится тратить уйму времени на то, чтобы писать отчёты и бегать по кабинетам. В 2016 году из-за задолженности всего в 6 копеек Корытовым заморозили счёт на 20 дней во время посевной!
- Нам, фермерам, надо работать честно, и чтобы бюрократы не мешали. Тогда и будет движение вперёд, - уверены герои нашего рассказа.
Несмотря на трудности, Корытовы не жалеют о выбранном пути. Без выходных, праздников они несут свою ежедневную вахту на земле. Сергей Владимирович доволен, что его сын нашёл своё место в жизни и занимается любимым делом.
- Кому-то надо кормить людей местной продукцией, - говорит Корытов-старший. - Сколько можно кушать всё китайское!
- Для нас слова «назад» нет, - вторит отцу Григорий. - Только вперёд. Работа у нас хорошая. И у нас честный бизнес.
Фото представлено Григорием Корытовым
Баясхалан ДАБАИН
Источник: burunen.ru