КУЛЬТУРА
Тема мирного труда в картинах Владимира Гончара
Тема мирного труда в картинах Владимира Гончара

Просмотров: 43

Bладимир Гончар (1927-1992) – художник-живописец, заслуженный деятель искусств Бурятской АССР, член Союза художников СССР. Это мастер кисти, без творчества которого невозможно представить в полной мере изобразительное искусство Бурятии XX века.

Владимир Яковлевич Гончар родился 15 августа 1927 года в с. Бандуровка Винницкой области Украинской ССР. Тяга к живописи в 1946 году привела его Иркутское художественное училище, где под руководством известных педагогов Б. И. Лебединского, С. И. Виноградова и Д. М. Баркалова он постигал основы мастерства. После окончания училища в 1950 году он начал работать в Иркутском товариществе «Художник». 

В 1950 году в Москве проводилась первая послевоенная Всесоюзная художественная выставка. Будучи еще студентом иркутского училища, Bладимир Гончар посылал туда свои работы наравне с преподавателями. Из работ, представленных иркутскими художниками, проходят на выставку работы только двух студентов – Тетенькина и Гончара. Для начинающего художника это был просто оглушительный успех, резонанс от которого распространился далеко за пределы Иркутска.

И уже 1956 году Владимир Гончар стал членом Союза художников СССР. Много и увлеченно работая, художник представлял свое творчество на республиканских, зональных и всероссийских выставках. Являлся участником II декады Бурятского искусства и литературы 1959 года в Москве.

Творчество Владимира Гончара отмечено влиянием общественно-политических событий в стране. При этом творения художника современны и актуальны социалистической эпохе. Живопись того времени, все-таки, в первую очередь, отвечала внутренней потребности большинства зрителей и, разумеется, самих художников. 

Одним из главных направлений советского искусства была тема повседневной жизни трудового человека. Среди работ художника по этой тематике следует отметить такие произведения, как «На целине» (1954), «Вениамин Семенов – проходчик Байкальского туннеля» (1978) и, конечно, «Сквозь тайгу». В последнем полотне нашел свое отражение новый тип художественного сознания того времени – утверждение преобразующей деятельности, единства реализма и советской романтики, сочетание героического и романтического начал. 

В работе воспевается тема мирного послевоенного труда. Художник словно выхватывает и сохраняет для истории один из многочисленных моментов трудового дня. Суровая мужская работа – прокладка высоковольтной линии электропередач. О тяжелом труде говорит множество деталей: обилие инструментов, выкорчеванные пни, тяжелые бревна, а также уходящие вдаль громоздкие электроопоры. При этом ведущее место в картине занимает трудовой человек. Не оставляют равнодушными открытые улыбки на лицах мужчин, отдыхающих во время перерыва и ощущение неспешного разговора.

Художник не оставляет без внимания и таежный пейзаж, написанный преимущественно в холодных серых тонах. Лесистые горы на заднем плане подернуты дымкой и туманом. Зрителя не оставляет ощущение умиротворения, спокойствия и светлой радости бытия. 

Данное полотно Владимир Гончара, как и другие картины тех лет, заставляют современного человека по-новому взглянуть на ушедшее время, увидеть и оценить живописное мастерство художников тех лет, а также их глубокую душевную искренность.  

Владимир Яковлевич является автором значительных работ, а именно: «На целине» (1954), «Портрет балерины З. Тыжебровой» (1959), «Сквозь тайгу» (1957), «Портрет колхозника-бурята» (1960), «Вечер в степи» (1961), «Портрет сибиряка» (1964), «Вениамин Семенов – проходчик Байкальского тоннеля» (1978). Эти и его другие произведения находятся в Художественном музее им. Ц. С. Сампилова.
Умер художник в 1992 году в возрасте 65 лет.

Мария Гордеева

Тэги:
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив