Дальневосточный Эрмитаж в Улан-Удэ
В Художественном музее им. Ц. С. Сампилова продолжает свою работу экспозиция «Малые голландцы», ставшая значительным культурным событием для Бурятии. Напомним, что выставка открылась 5 октября в связи с празднованием 75-летнего юбилея художественного музея.
К юбилею нашему музею Приморская государственная картинная галерея предоставила коллекцию голландской живописи XVII–XIX веков из своего собрания «Творчество малых голландцев».
В 30-е годы XX века часть этой коллекции поступила в галерею из Музея изящных искусств — ныне ГМИИ им. А. С. Пушкина, а также из Государственного Эрмитажа. Несколько произведений позже были приобретены у частных коллекционеров. Именно поэтому, отчасти, можно назвать Приморскую галерею Дальневосточным Эрмитажем.
От Петра I
Голландская живопись в России всегда являлась культовой, ведь моду на полотна голландских мастеров вместе с корабельным делом завез Петр Первый, который трудился на верфях этой страны. Царь даже повелел закупать картины голландских живописцев еще до создания Эрмитажа в 1764 году Екатериной II. Агенты российской царицы приобретали произведения искусств не только в Нидерландах, но и по всей Европе.
В целом, Эрмитажная коллекция голландской живописи в Санкт-Петербурге насчитывает свыше 1000 картин. Она занимает одно из первых мест в мире по количеству шедевров и имен, в том числе и самых редких. Картины голландских художников занимают шесть залов Нового Эрмитажа. Самым большим из них является Шатровый зал, где располагается основная экспозиция живописи малых голландцев.
Термин «малые голландцы» в отечественном искусствоведении возник по двум причинами: во-первых, из-за небольших размеров холстов; во-вторых, благодаря интересу живописцев XVII века к малым, камерным сюжетам, преимущественно из повседневной жизни. К малым голландцам можно отнести практически всех голландских художников XVII века, за исключением Рембрандта и Халса, создававших в числе прочего и монументальные произведения. К примеру, почти все картины знаменитого Яна Вермеера в высоту не более полуметра.
XVII век в Голландии принято называть Золотым веком. В тот период в стране небывалого расцвета достигли промышленность, торговля и искусство. После буржуазной революции в конце XVI века Нидерланды обрели свободу, независимость от феодальной Испании, а также экономическое процветание. Интересно, что живописцев тогда насчитывалось до двух тысяч, что для маленькой страны, которая отвоевывала земли у моря, было просто феноменальным явлением.
Вкус к живописи
Наиболее образованный и влиятельный слой населения страны — бюргеры — желали видеть Голландию просвещённой страной. Они способствовали росту науки и искусства. В голландской живописи того времени выразилось новое мироощущение голландского народа. Картины стали культурным фетишем. К ним не было принято относиться, как к уникальному произведению искусства. Картины украшали общественные здания, бюргерские и даже крестьянские дома. Их коллекционировали, продавали на ярмарках и у специальных торговцев. Голландцы создали настоящий, как сейчас бы сказали, арт-бизнес. Картины были успешным предметом капиталовложения, а также средством платежа. Не зря Петр Первый так проникся всем голландским, что многое перенес на российскую почву, включая голландскую живопись. Так он пытался привить вкус к европейской цивилизации.
В независимой Голландии любовь к светской живописи проснулась буквально у каждого жителя новой страны. Голландцам хотелось видеть на картинах собственную жизнь. И художники охотно шли им навстречу. Голландское искусство этого периода отличается яркой реалистичностью, стремлением художников передать неповторимый колорит жизни своего народа, создавшего первое в мире буржуазное государство. Борьба с испанцами обострила чувство национального самосознания голландцев. Образ родной страны, ее людей, природы, повседневного быта стал главной темой голландского искусства.
Почему малые голландцы?
Так называемые малые голландцы продолжали традиции итальянских мастеров эпохи Возрождения. Однако сюжеты их картин были преимущественно светскими, а не религиозными. В целом, живопись была как бы домашней, художники стремилась говорить понятным для зрителя языком. При этом художники обычно имели узкую специализацию, чтобы выдерживать жесткую конкуренцию среди живописцев. Ведь в определённом жанре было проще достичь высокого уровня мастерства.
Ведущее место в голландской живописи заняли жанры, относившиеся в то время к «низшим», это бытовая картина, натюрморт и пейзаж. В России голландская живопись XVII–XIX представлена всеми жанрами: портретами, батальными и бытовыми сценами, анималистическими и пейзажными картинами, натюрмортом. Очень интересен введенный в моду голландскими художниками морской пейзаж. В экспозиции, представленной в Художественном музее им. Ц. С. Сампилова, морской пейзаж (или марина — ред.) представлен работой Людольфа Бакхейзен Старшего. Интересна жанровая живопись с выраженными комическими интонациями (Антоний Викторейнс, Рихард Бракенбург).
Голландские живописцы доказали, что большое искусство не обязательно должно черпать темы в Библии или античной мифологии. Они показали, что окружающая действительность, несмотря на кажущуюся прозаичность и заурядность, таит в себе не менее достойные живописи сюжеты. Несмотря на непритязательность и «приземленность» сюжетов, художники умели передать глубокие религиозные и философские смыслы в своих шедеврах.
Символы эпохи
Символизм, который отлично понимали современники живописцев, проглядывает в тщательно проработанных мелочах. Это, к примеру, кусок надкусанного пирога, тронутые тленом фрукты, опрокинутый бокал с вином — все эти символы свидетельствует о бренности земного бытия, мимолетности его наслаждений. Или бабочка, порхающая над цветами, символизирует человеческую душу, жаждущую спасения и освобождения. В картинах голландских мастеров имеет значение даже расположение предметов на картине, а также их сочетание. Разумеется, эти символы были понятны жиделям Нидерландов нового времени, однако и сейчас в их картинах можно многое увидеть.
Так, атмосферные полотна Схалкена послужили вдохновением для готической истории Шеридана Ле Фаню «Странное событие из жизни художника Схалкена». По этому сюжету был снять фильм, одна из серий «Рождественских историй с привидениями» (A Ghost Story for Christmas). И этот фильм был показан по телеканалу BBC.
В Художественном музее им. Ц. С. Сампилова можно увидеть работы таких признанных мастеров, как Рихард Бракенбург, Фредерик де Мушерон, Ховард Кампхейзен Диркс и других.
Александр Михайлов