КУЛЬТУРА
Выставка «Малые голландцы»
Выставка «Малые голландцы»

Просмотров: 1 111

В Национальном музее Бурятии готовятся к выставке «Малые голландцы»

Художественный музей им. Ц.С. Сампилова в ходе специальной процедуры приема-передачи принял коллекции голландской живописи XVII-XIX веков из собрания Приморской государственной картинной галереи. В этой процедуре приняли участие директор Приморской картинной галереи Алена Даценко, директор Национального музея Бурятии Татьяна Бороноева, сотрудники музея и СМИ.

Напомним, в связи с празднованием 75-летнего юбилея Художественного музея им. Ц.С. Сампилова Приморская галерея предоставила улан-удэнскому музею коллекцию картин, которая называется «Творчество малых голландцев».

Директор Приморской картинной галереи Алена Даценко

Как рассказала Алена Даценко, произведения начинают готовить к перевозке за несколько месяцев: их проверяют, составляют подробный отчет об их состоянии, проводят работы по консервации. Потом для них готовят специальную упаковку, предназначенную для конкретного способа перевозки.

– Это не первый опыт. У нас в год проходит несколько выставок. Мы отдаем кому-то свои произведения, принимаем вещи такого же музейного уровня. Во Владивостоке в мае гостило произведение из Национального музея Бурятии Архипа Куинджи «Закат в степи». Когда коллеги отправляют вещи на выставку, то всегда переживают. Здесь важна работа реставратора, занимающегося подготовкой произведения к выставке. В обыденном восприятии кажется, что выставка это просто – собрали и поехали. На самом деле, конечно, нет, – сообщила она. 

– Прежде всего, идет отбор предметов. Потом их утверждают на реставрационном совете. Ведь реставраторы знают эти вещи, как никто другой. Они следят за их сохранностью, знают больные и уязвимые места. В Национальном музее Бурятии работают профессионалы. Поэтому наши вещи в надежных руках.

В музейном мире существуют общепринятые стандарты, по которым осуществляется работа с картинами, и музей обязуется их выполнять. Также строго прописаны нормы температуры и влажности. Для живописи очень важно соблюдение этих параметров и не позволителен их резкий перепад. Поэтому после прибытия в музей работы остаются в ящиках для акклиматизации в тех помещениях, где они будут выставляться.

– В теплое время года можно перевозить произведения искусств. Эти ящики пришли два дня назад. Мы их сразу не открываем. Они должны привыкнуть к нашей температуре и влажности, – рассказала Татьяна Алексеева, заведующая сектором хранения «Изобразительное искусство». – Состояние при получении и отправке оценивает реставратор. В дальнейшем наши хранители следят за температурно-влажностным режимом, наблюдают за состоянием картин, ведут документацию и составляют отчёты.

Впрочем, как отметила Алена Даценко, голландцы добротно писали свои вещи.
– Несмотря на то, что они были созданы в XVII веке, сохранность их прекрасна. Вещи, сделанные правильно и по технологии всегда хорошо держат свое состояние и сохранность. Голландцы для деревянных основ тщательно обрабатывался материал, чтобы не было сучков, которые впоследствии ломали бы структуру основы. Или, как мы говорим, не могли «гулять». Если была большая деревянная панель, чтобы ее не повело, делали с обратной стороны паркета (система укрепления паркетной рамойсостоящей из ряда планок – ред.), – отметила Алена Алексеевна. – Вот эти меры, которые принимали голландцы, говорили об их тщательном подходе, который был характерен во всем: в живописи, в жизни, в торговле. Это все это дает нам видеть вещи практически в первозданном состоянии. 

Марина - морской пейзаж кисти Зеемана

Единственное, что на картине Мушерона, написанной на медной основе, «Нападение кавалерийского отряда на обоз» был утрачен маленький фрагмент. Наш реставратор восстановил его в течение пяти лет.

На выставке «Малые голландцы», которая в Улан-Удэ стартует 5 октября в Художественном музее им. Ц.С. Сампилова, посетители смогут увидеть все жанры, характерные для голландского искусства XVII-XIX веков. В основном все вещи написаны на деревянной и медной основе. Это было характерно для голландского искусства. Отметим, что медная основа дает другое сцепление краски. Живопись ложится по-другому. 

Вскрытие ящиков с картинами

– Это голландская живопись периода расцвета. Именно в это время большое разнообразие жанров и художников. Одни пишут только марины (морские пейзажи – ред.), другие –сюжетно-бытовые сцены, третьи занимаются портретом. Происходит расцвет такого жанра, как натюрморт. Искусство в Голландии было демократичным. Оно не существовало только для королевских или царских резиденции. Эти вещи были доступны всем. Каждый бюргер мог себе позволить купить картину, – рассказала директор Приморской галереи. – И когда Петр I впервые посетил Голландию, то посетил мастерские художников, где приобрел несколько произведений. Это положило начало коллекционирования морской живописи и живописи голландцев в России.

Действительно, Россия находится вторая по величине коллекция голландского искусства. Она, в основном, сосредоточена в Государственном Эрмитаже, однако в 1930 году было принято решение о распределении художественных ценностей из ведущих музеев. И таким образом, произведения голландских художников поступили в Приморскую картинную галерею.

Тэги:
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив