КУЛЬТУРА
Сохранение исторического памятника Иволгинский дацан «Хамбын Хурээ»
Сохранение исторического памятника Иволгинский дацан «Хамбын Хурээ»

Просмотров: 1 219

Три этапа проекта музея Иволгинского дацана

Новый музейный проект «Сохранение исторического памятника Иволгинский дацан «Хамбын Хурээ» рассчитан на актуализацию и популяризацию значения Иволгинского дацана, как места сохранения исторической памяти в период с 1945 года по современный период.
Музей истории центра традиционного российского буддизма в Иволгинском дацане «Хамбын Хүрээ» открылся 17 сентября. Этот проект нового музея Иволгинского дацана и Национального Музея Бурятии был реализован благодаря Президентскому гранту. В церемонии открытия приняли участие Пандито Хамбо лама Буддийской традиционной Сангхи России Дамба Аюшеев, заместитель председателя правительства РБ Баир Цыренов, министр культуры РБ Соелма Дагаева, директор Национального музея Бурятии Татьяна Бороноева и другие.

Уникальный проект
– Музей в Иволгинском дацане был и раньше, но благодаря Президентскому гранту в Иволгинском дацане реализован уникальный проект, – отметила в своем выступлении на церемонии открытия министр культуры Бурятии Соелма Дагаева. – Собрана уникальная экспозиция. И теперь гости республики и наши жители смогут узнать об истории буддизма с момента его прихода в Россию. В нашей республике появилось новое место притяжения для туристов.

Разрезали символическую ленту Хамбо-лама Дамба Аюшеев и хранитель буддийской коллекции Национального музея Бурятии Светлана Бардалеева. Затем для гостей провели экскурсию сотрудники Национального музея. 

– Наш музей олицетворяет дружбу и сотрудничество с буддистами других стран. В дацане хранятся памятники буддийской культуры и подношения ламам от делегатов со всего мира: Таиланда, Лаоса, Шри-Ланки, Бирмы, Бангладеша, Лаоса, Камбоджи и т.д. Для многих наших лам было откровением, что у них есть свое представление о буддизме. Таким образом, экспонаты музея расширили наше понимание. Мы привыкли к одному состоянию как буддисты Махаяны, а здесь представлен весь буддийский мир, – рассказал Дамба Аюшеев. – Каждая страна здесь представлена своими экспонатами. В дальнейшем наши отношения будут продолжаться. Сегодня, хотя я всю жизнь видел, передвигал эти экспонаты, они представлены в другом виде. Надеюсь, что у наших гостей останется хорошее впечатление, и они узнают много об истории распространения буддизма в нашей стране.

В музее много интересных экспонатов. Так, в одной из витрин есть кочерга, скученная якобы Пандито Хамбо-ламой XII Даши-Доржо Итигэловым.

– Эта витрина связана с Даши-Доржо Итигэловым. Здесь его головной убор с именной надписью. Также представлена кочерга. Существует легенда, что он благословлял казаков, которые отправлялись на Первую мировую войну, – рассказала пресс-секретарь Иволгинского дацана Алла Намсараева. – Он провел особый ритуал и благодаря своим сверхъестественными способностями завернул эту кочергу. Казаки, которых он благословил, все вернулись с войны и потом сложили песню на бурятском языке. 
Проект был реализован в три этапа. Первый этап – исследовательский: изучение, научное описание, отбор наиболее значимых буддийских предметов для представления в экспозиции с участием экспертов по буддизму и оцифровка редких документов, фотографий истории буддизма.

Серьезная исследовательская работа

К первому этапу проекта приступили в начале декабря 2018 года с установочного совещания, в котором участвовали эксперт по буддизму Росохранкультуры С.Б. Бардалеева, тибетолог, к.и.н. ИМБТ СО РАН А.В. Лощенков, директор Национльного музея РБ Т.А. Бороноева, ученый секретарь музея А.Ж. Бальжурова и представители дацана. Участники совещания ознакомились с музейными предметами, хранящимися в здании Буддийского университета. 

В ходе исследовательской и атрибуционной работы участники столкнулись с такими трудностями как утрата у большинства музейных предметов маркировки,  этикеток и каких-либо выходных данных. В связи с этим, рабочая группа провела сложную и кропотливую  работу по восстановлению утраченных исторических данных. И на сегодня, все предметы имеют достаточно подробные справочную информацию, раскрывающие место и историко-культурное значение каждого предмета из коллекции музея Иволгинского дацана. 
Также все музейные экспонаты были оцифрованы, составлены инвентарные описи и инвентарные карточки. Коллекция требует дальнейшей исследовательской работы по атрибуции предметов, по выявлению имен дарителей, датировок, когда и кому из Пандито Хамбо Лам были преподнесены.

Были исследованы 120 свитков среднего тибетского формата (35х6 см). Каждый свиток содержал в среднем 20 единиц хранения/текстов. В подавляющем большинстве это ксилографы, выполненные на русской бумаге и в небольшом количестве на китайской и тибетской. Также были исследованы рукописные тексты на старомонгольской письменности. Авторами текстов преимущественно являются учителя тибетской школы Гелуг. Для экспозиции были отобраны 40 текстов представляющих интерес для выяснения специфики и привнесений в проведение ритуалов в Бурятии. 

Подготовка экспозиции

На втором этапе проекта была создана экспозиции музея Иволгинского дацана в здании Буддийского университета. Предварительно по концепции музея дизайнер и музейные сотрудники подготовили дизайн интерьера помещения музея, дизайн экспозиции и макеты витрин, подиумов. Одним из важных моментов второго этапа была подготовка информационных стендов с историческими текстами-справками на русском и английском языках. 

Также в процессе исследовательской работы было выявлено, что предметов больше первоначально заявленного количества в гранте – 150 предметов. Всего было изучено и описано более 340 предметов. Общее количество фотографий также превысило, было оцифровано и описано более 260 предметов. Фотографии, утратившие экспозиционный вид были восстановлены (в электронном формате). 

На третьем этапе – 17 сентября – был проведен круглый стол «Изучение роли и значения памятников Иволгинского дацана в контексте развития культуры РФ». Участие в нем приняли сотрудники ведущих музеев России (Государственный Эрмитаж, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук, Государственный музей истории религии, Национальный музей Республики Тыва и другие. И надо отметить, что экспозицию нового музея высоко оценили все ведущие специалисты страны, присутствовавшие при его открытии.

Елена Монтоева

Тэги:
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив