РЕЛИГИЯ
Обряд  обоо тахилга
Обряд обоо тахилга

Просмотров: 2 771

В разных уголках нашей необъятной Бурятии живут и трудятся люди, которые связаны с традициями и обычаями своих предков.


Среди нашего бурятского народа бытует ламаистский и шаманский обряды, культы обоо, поклонение хозяину горы.


Я хочу остановиться на основной, внедацанского  обряда, которая проводится коллективно на вершинах гор, откуда открывается широкий обзор на расположенные у подножия горы села.

Ритуальные действия совершаются в рамках определенного культового сообщества.

Обоо это святилище, место пребывания самого сильного духа.


Обоо сооружается в виде нагромождения камней на вершине горы и установления божества.

В нашем селе Цагатуй есть священная гора Баян Баавай, на который ежегодно четвертого числа второго лунного месяца люди от мала до велика взбираются на вершину горы и в присутствии лам начинается почитание духов, совершается обряд жертвоприношения.


В первую очередь каждый глава семьи   вывешиваетхий -морин, это белая ткань на которойоттиск коня с мантрами, а внизу хий морина записывают только имена мужчин своей семьи. Все это освящается ламами и вывешиваются на деревья.


На обоо съезжаются все местные жители села приносят с собой угощения молочные продукты, водку и сладости, а кто не смог приехать, то обязательно отправляли свои  угощенья и хий  морин через своих родственников.


Так же по очереди каждый год преподносят мясо баранину , что означает тоолэй -самый священный дар и живого барана, которого дарят чемпиону национальной борьбы, который проходит после молебна у подножия горы, где участвуют все желающие.


Цель обряда умилостливить хозяев горы, чтобы они покровительствовали жителям данной местности, вовремя отправляли дожди, тепла, охраняли от разных болезней, способствовали размножению скота.

Никто не ждал немедленной отдачи, просто божества в ответ в течении длительного времени содействовали благополучию семьи, прироста скота, богатству, здоровья и другим видам благодеяний.

В случае успешно проведенного обряда, приема подношений проявляются знаки благосклонности духов- хозяев: начинает идти мелкий моросящий дождь, на небе появляется радуга. Кроме Баян Баавай есть еще родовые обоо,  ритуалы те же.


На пятнадцатые лунные сутки идет поклонение горе Сагаан Баавай, которому поклоняются все скотоводы, именно на этой священной горе не берут с собой водку и не приносят в жертву баранину.

На эту священную гору Сагаан Баавайво время обряда приносят только молочную продукцию-молочные пенки, масло топленое, хурууд, кефир и многое другое и обязательно сладости, белую пищу.

Ламы хором читают мантры время от времени бросают вверх угощения богам и затем в конце начинается обряд «даллага абаха», хурылха -зазывание благодати и счастья. Все люди хором отвечают «Ай хуры»

После завершения обряда даллага все участники спускаются к подножию горы и начинается пиршество, веселье, ведь именно на обоо приезжают все выходцы села с любых уголков нашей России.

Встречаясь на обоо кроме религиозного ритуала сплачиваются члены рода, люди, которые давно выехали по обстоятельствам из села знакомят своих детей и внуков , налаживаются взаимоотношения и эта связь не теряется.

 

В праздниках обоотахилгаан  отражается богатство народного творчества как в  материальном, так и в духовном воплощении.







Тэги:
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив