РЕЛИГИЯ
Ислам в Бурятии
Ислам в Бурятии

Просмотров: 1 083

Справка об исламе

Ислам (араб. - покорность) – одна из трех так называемых мировых религий. Ислам возник в Аравии в начале 7 века. Вероучение ислама изложено в Коране, который, согласно мусульманскому преданию, был ниспослан Аллахом пророку Мухаммеду через архангела Джабраила (Гавриила). Оно покоится на 7 догматах: вере в единого бога – Аллаха, в ангелов, во все книги божьи, всех посланников Аллаха, в конец света, предопределение, воскресение мертвых. Культ ислама опирается на пять «столпов веры» - произнесение формулы «Нет божества кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник божий», ежедневная пятикратная молитва, пост в месяц рамазан (ураза), обязательная благотворительность (закят), паломничество в Мекку (хадж).
Позже ислам раскололся на два течения – суннизм и шиизм. Приверженцы суннизма – сунниты, наряду с Кораном признают святость сунны, возвеличивающей помимо пророка Мухаммеда и халифа Али ряд халифов, отвергаемых шиитами. В суннизме 4 школы религиозно-юридического толка. В России из них сейчас действуют ханифиты и шафииты. В 9 веке в суннизме возникло мистическое течение – суфизм, в 19 веке – пуританское религиозно-политическое направление – ваххабизм. 
Второе по числу приверженцев направление в исламе после суннизма – шиизм (от араб. Ши’а – группировка, партия, сторонники). Шииты признают Коран «божественным откровением», однако считают, что право быть наследником миссии Мухаммеда может принадлежать исключительно прямым его потомкам, то есть детям, внукам, правнукам и так далее халифа Али и Фатимы (дочери пророка Мухаммеда, жены двоюродного брата Мухаммеда, халифа Али). Шиизм учит, что имамы непогрешимы, а право самостоятельного суждения по религиозным и правовым вопросам сохраняется за муджтахидами - мусульманскими богословами, достигшими высшей ступени знаний.

Имам (араб. – стоящий впереди) – предстоятель на совместной молитве мусульман; приглашенный общиной служитель культа, который руководит совместными богослужениями, совершает религиозные обряды, читает проповеди.
Минарет (от араб. «манара» - светиться) – башня при мечети, с которой служитель мечети призывает верующих на молитву. В настоящее время во многих немусульманских странах мира призыв верующих на молитву провозглашается с небольшого возвышения во дворе мечети.

Мусульмане Бурятии

Первые представители мусульманского общества в Забайкалье появились в 1830-х гг. как ссыльные преступники. Более половины мусульман оказались сосланными на каторгу за воровство, причем подавляющее большинство всех краж приходится на долю конокрадства. Мусульмане также дали самый высокий процент преступлений «против жизни» (более 10%), что объясняется вековой традицией «родовой чести», поддерживавшихся кровной местью. Большой процент преступлений у мусульман был и против власти. Мусульмане лидировали по числу побегов с каторги, бежал каждый шестой. Тяжесть совершенных преступлений закрывала для значительной части мусульман возможность возвращения на родину, поэтому после отбытия наказания они оставались в Забайкалье. Отбывших наказание селили в отдаленных местах для решения задачи колонизации малообжитых мест края. По переписи 1897 г. в Забайкалье мусульман насчитывалось 3182 человека. В Бурятии мусульмане проживали в Кульской, позже в Малокуналейской, Нижненарынской и Еланской волостях. Постепенно росло и городское мусульманское население. В г. Верхнеудинске (ныне г. Улан-Удэ) в 1887 г. проживало 35 мусульман, в 1902 г. 67 (42 мужчин и 25 женщин), в 1907 г. 343, а в 1911 г. уже 388 человек. В этническом составе мусульман численно преобладали татары – около 79%. Большая часть верхнеудинского мусульманского населения занималась торговлей. Однако торговля была мелкой, без всякой специализации, и не приносила значительного дохода. Большая часть мусульман г. Верхнеудинска жила в Нагорной части города.
30 сентября 1904 года в Верхнеудинскую Городскую Управу поступило прошение от жителей города Шамсатинова, Избуханова и др. о том, что в настоящее время «лиц магометанского вероисповедания проживает в городе довольно значительное число и не имеется мечети для богослужения». В прошении верующие просили участок городской земли в 250 или 300 кв. саженей для строительства здания на углу «Приютской и Большой улиц, где в данное время находится карусель или, по усмотрению, где возможно будет» (в справке было сказано, что ранее городской думой был отведен бесплатно участок городской земли размером 700 кв. саженей на горе для «магометанского кладбища, часть которого может быть занята мечетью»). Городская Дума своим постановлением от 12 октября 1904 г. решила: «отдать в бессрочное и бесплатное пользование исключительно для постройки мечети участок городской земли в квартале № 129 а, размером двести пятьдесят кв. саж.».

«Контракт. Тысяча девятьсот седьмого года, мая четвертого дня. Я, нижеподписавшийся, доверенный Верхнеудинского магометанского общества – верхнеудинский мещанин Саид Баттал Аминов, заключил настоящий контракт с Верхнеудинской Городской Управой о том, что согласно постановления Городской Думы от 17 мая 1905 года за № 80, Верхнеудинское магометанское общество взяло у города в бессрочное и бесплатное пользование с пятнадцатого августа тысяча девятьсот пятого года участок городской земли, находящийся в квартале №128, площадью в двести пятьдесят квадратных сажень, т.е.: по Ново-Проезжей улице 10 саж. И по Титовской 25 саж. (место это угловое), для устройства на нем магометанской мечети…» (ныне – угол улиц Фрунзе и Володарского).

Деревянную мечеть построили в сентябре 1907 года. Имеется описание, проведенное Верхнеудинским горкомхозом в 1920-х гг.: «бревенчатый дом на каменном фундаменте, крыт железом на 4 скаты, высота от пола до потолка 3, 19 метров, от основания до карниза 4,60 метров... К дому пристрой сени бревенчатые, крыты железом, 1 скат». Общая длина церкви – пристрой 3,20 м., само здание 15,0 м., «алтарь» 2,60 м., всего 20,80 м. Ширина – 8,60 м. Площадь участка – по ул. Троцкого 52,5 м., по ул. Сталина 26 м. В 1939 году мечеть была закрыта.
Всего на территории Бурятии к 1 января 1930 г. было построено 5 мечетей, в которых служило 5 мулл. Общее количество верующих тогда составляло 389 человек.
А 4 октября 1998 года состоялась церемония закладки камня Соборной мечети на земельном участке по улице Свердлова. Организатором мероприятия выступил руководитель татарского национально-культурного центра А.М. Гафиев. Однако строительство мечети так и не началось. Поэтому мэрия г. Улан-Удэ по прошествии определенного времени отобрала земельный участок.
В октябре 2006 г. местная религиозная организация мусульман г. Улан-Удэ (председатель Нургалиев Басыр Василович) обратилась в мэрию города с просьбой выделить участок земли под строительство мечети. Им был выделен участок по ул. Бабушкина, западнее автозаправки. Силами прихожан-мусульман строительство каменной мечети с минаретом началось весной 2007 г. Строительство главного корпуса завершилось к весне 2010 г. В этом же году в Бурятию по просьбам верующих был направлен первый имам - уроженец Татарстана Гизатуллин Айрат Шарифуллович, после окончания контракта вернувшийся на родину. Вторым имамом в 2014 г. стал Абдуссабур Исламдинов, уроженец Заиграевского района Республики Бурятия, студент Российского исламского университета. В настоящий момент имамом является Сафиулла Хамид.

Тэги:
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив