Анатолий Цыденов - мастер резьбы по дереву
Мастер резьбы по дереву АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЦЫДЕНОВ (улус Хойто-Бэе, Иволгинский район, Республика Бурятия).
По рассказам друзей детства, привычные игры ребят соответствующего возраста для будущего художника были не особо занимательны, по сравнению с резьбой по дереву. Временами взяв простую деревяшку, Анатолий Александрович спрашивал приятелей, видят ли они в ней то, что видит он. Вскоре творчество молодого мастера стали называть «освобождением образа из дерева».
«Резьба по дереву – это традиционный вид бурятского народного творчества. Буряты испокон веков обрабатывали дерево, что было связано с кочевым образом жизни: домашнюю утварь, игрушки для детей, декоративные элементы для дома – практически каждый бурят умел все это сделать из дерева, тем и славились. Например, оронгойские мастера – резчики по дереву – строили и украшали не только буддийские дацаны, но и православные церкви» - рассказала в интервью газете «Номер один» искусствовед Татьяна Алексеева.
Анатолий Александрович родился 14 апреля 1960 г. в селе Мыла Закаменского района Республики Бурятия. Окончив в 1990 году Кяхтинское музыкальное училище по специальности «художник – оформитель» Анатолий Цыденов посвятил свою жизнь декоративно-прикладному искусству. В 1991 году Всебурятской ассоциацией развития культуры ему было присвоено почетное звание «Народный мастер» за возрождение забытых традиций и виртуозное владение техникой резьбы по дереву. Одна из его первых работ, приобретенных Художественным музеем, называется «Игра в шахматы». Эта композиция состоит из нескольких фигур, сделанных в традиционной бурятской стилистике с искаженными пропорциями.
Резчик по дереву предпочитает и часто мастерит свои работы из сибирского кедра. Такой материал легко поддается обработке, обладает мощной положительной энергетикой и для многих приятным ароматом. В произведениях Анатолия Цыденова оживают образы древних эпосов и народных преданий, история целого народа и маленькие радости конкретной семьи. Анатолий Александрович щедро делится секретами своего ремесла на мастер-классах и многочисленных выставках.
В 2016 году в Художественном музее имени Сампилова состоялось торжественное открытие персональной выставки Анатолия Цыденова, где было представлено более 30 новых изделий декоративно-прикладного искусства. Скульптурные композиции с бытовыми сюжетами, навеянными родным краем резчика, познакомили посетителей с бытовыми сюжетами из традиционной, повседневной жизни бурят. Среди них были показаны такие виды деятельности как сбивание масла, игра на моринхуре и стрельба из лука. Большая часть работ, представленная народным мастером – воплощение в дереве грациозных образов бурятской женщины в разном возрасте.
«Каждая скульптура мастера, даже самая небольшая по размеру, кажется монументальной. Таков эпически мощный Буха-нойон и дети Севера, едущие на спине оленя навстречу солнцу и могучие борцы, сошедшиеся в поединке. Во всех этих работах есть внутренняя энергия, динамика, эмоция и поэтому творчество мастера столь притягательно и всегда находит отклик у зрителя» - отмечают в Министерстве культуры Республики Бурятия.
Самые известные произведения Анатолия Цыденова: скульптурная композиция «Сагаан Yбгэн» в Этнографическом музее народов Забайкалья, первый в Сибири путевой знак «Сказочная верста» в рамках Всероссийского культурно-туристического проекта «Сказочная карта России», «Усан Лопсона» в с. Дулан Кабанского района представляет скульптуру хозяина Байкала, который по древнему преданию бурят, выступает властителем всех водных объектов Земли – рек, озер, морей и океанов.
Одна из самых масштабных работ мастера-скульптора - монументальное панно «На земле Гэсэра», которое украшает интерьер ресторана «Бурятия». В центре композиции изображены воины во главе с Гэсэром на фоне раскинутых крыльев орла. Анатолий Цыденов на протяжении более чем 15 лет вместе с другими авторами создает скульптуры для ледового городка на главной площади столицы Бурятии.
Анатолий Александрович Цыденов обладает почетным званием «Заслуженный работник культуры Республики Бурятия».