Наш отец всё больше уходил в раздумье, когда всякий раз просили рассказать о семье, о войне будто в голове перебирал правильные слова. Ведь, это редкость услышать живую историю из уст человека, который прожил почти век. Из рассказа нашего отца Доржиева Нимбу Доржиевича: «Родился в 1923 году в местности Аршанта. В местности Аршанта есть родник, жили «хотон айлнууд»: наша семья, Базарсадатан, Цыбиковтан и другие. Занимались скотоводством, вели кочевой образ жизни. Известно, наши предки всегда выделывали шкуры коров, овец, шили унты, сапоги. Из шкур ягнят мать мне шила штаны, нити я сам помогал выдёргивать, шкуры помогал выделывать, из гривы лошадей мы плели ошейники для телят и жеребят, кнуты, верёвки. Ничего купленного не было тогда. С ног до головы, и зимнюю, и летнюю одежду моя мама всё шила сама зимой при печном свете, ламп тогда не было. Из овечьей шерсти пряла пряжу, вязала, а летом матрацы войлочные сбивала. Зимой отец ездил с русскими на станцию Могзон на санях торговать рыбой. По дороге они ночевали в местности Сагаан Булаг, отец обменивал на промышленные товары, на станции Могзон закупались, продовольствием запасались, у евреев брали сигареты, промышленные товары. Мои родители: отец – Аюша Базарай Доржо, в 1942-ом году забрали в армию, но не на войну, а отправили в силу преклонного возраста на север в лагерь Турунхан сторожем, где он охранял стратегически важные объекты в 50-60-градусный мороз, и заболел воспалением лёгких. Его комиссовали, и он вернулся домой. На вокзале непредвиденно встретился с племянником Дугар Базаровичем - он-то и привёз его домой совсем больного. А я с Киева приехал в ноябре 1946-го на увольнение, задержался, чтобы ухаживать за отцом, но срок вышел, надо ехать, доехал до Москвы, а там на 501-ом рейсе до Киева добрался. Вскоре отец умер, об этом узнал из письма от матери, учась в танково-техническом училище. Мать – Борбойн Цымжит – Ханда прожила до 1959 года. Была домохозяйкой». (Со слов отца записано в 2015 году).
Автор: Ешеева Дынсема Нимбуевна
Комментарии 1