Доржи Цыремпилон: «Мои родители входили в число самых бедных в Бурятии»
В распоряжении редакции оказалась рукопись свидетеля тех времен, известного политического и общественного деятеля советской Бурятии Доржи Цыремпилона.
Советская власть дала ему образование, развитие и блестящую карьеру, о которой можно было только мечтать. Достаточно сказать, что четверть века, с 1938-го по 1963 годы Цыремпилон работал заместителем председателя президиума Верховного Совета РСФСР, а на деле периодически исполнял обязанности председателя.
Уже будучи на пенсии он написал на бурятском языке небольшие воспоминания о своей жизни, назвав их так же, как знаменитую песню Фрэнка Синатры «Мой путь». Рукопись была опубликована в трех номерах журнала «Бэлиг» ровно полвека тому назад, в 1970 году. Почему Цыремпилон, блестяще владевший русским языком, много времени проживший в Москве, написал эти мемуары на бурятском, есть большая загадка. Рукопись перевели на русский уже после смерти Доржи Цыремпилона, но в переводе она так и не увидела свет. В честь дня рождения республики мы публикуем те ее страницы, где глазами очевидца показано происходившее здесь 97 лет тому назад.
Детство
Родился я в 1908 году. Еще ребенком видел, как тяжела жизнь бурятского народа. Бедняки жили в одном селении со своими богатыми родственниками, и вынуждены были терпеть от них унижения и оскорбления. С одной стороны, конечно, вызывает удивление тот факт, что приходится терпеть унижения не от кого-нибудь, а от родственников. Но это неудивительно. Потому что человека оценивали лишь по его состоянию — сколько домов, скота, денег. Пусть ты трижды умница, ценный труженик, это не в счет, коль ты бедняк, должен терпеть издевательства и оскорбления со стороны богачей.
Если ты бедный человек, значит, должен всю жизнь мучиться, даже родственники, и те не считают его человеком — это я понял, когда мне было всего лишь десять лет. Тогда же мои сверстники не раз обзывали меня оскорбительными словами «иждивенец», «прикормыш». Потому что, родившись в многодетной семье Нимбу Бадмаева, как «лишний» был отдан на воспитание в бедную семью Алексея Цыремпилона. Когда мы, деревенская детвора, играли, тоже ощущали эту разницу между богатыми и бедными. Если тебя обидит сын богатого нойона, то ты не сможешь дать ему достойный отпор, боясь его состоятельных родителей. И они могут тебя унизить и оскорбить, обозвать и оболгать, дать пощечину или, не слезая с коня, хлестнуть по телу нагайкой.
В Гильбире не только наша семья жила в бедности. Таких семей было много. А мои родители входили в число самых бедных. И бедствовали они с давних лет, так как во времена царского режима не слышал я, чтоб у бедного родителя сын жил в богатстве. Дед мой был бедным с самого начала. По этой причине не только односельчане, но и родители не называли его настоящим именем Цыренжаб.
Еще одна прослойка общества, которая сидела на шее простого народа, это были ламы. Их стало так много, что они не могли вместиться в дацанах, жили в селах и деревнях, совершая молебны, пугая людей бесами и чертями, болезнями и смертью, отбирая последнее у людей. В нашем селе жил габжа лама по имени Ванчик. Не стыдился он увести последнюю корову у семьи, обрекая их многочисленных детей на голод. Пока моя мама болела несколько лет, мы роздали все наше нехитрое имущество ламам. За то, что нашей матери сделали обряд «гурэм», Ванчик габжа забрал у нас единственный дом — летник. Обряд не принес матери никакой пользы. Эхом пронеслось чтение священной тангутской книги, а вылепленных из муки разных чертей подобрали собаки и съели.
Весной 1922 года умерла моя мама. Усыновившая меня Ленхобо была поистине добрым человеком. После ее кончины, летом того года, мы не смогли перекочевать в летник, и, оставшись без еды и одежды, кормили лишь паутов и мух, и еле пережили то лето. Это вряд ли когда-нибудь забудем.
Как бы бедно мы ни жили, отец мой увез меня в деревню Шишкино (Каленовское) учиться в школе. Заведующим и учителем этой школы был тогда Иван Михайлович. За год учебы (1922) я довольно-таки сносно научился русскому письму и чтению. Жил у седовласого хромого дедушки по фамилии Макаревский. У него была водяная мельница, питался я нормально, жизнь моя стала более спокойной. К концу учебного года я уже умел писать, читать и разговаривал по-русски довольно хорошо. После года учебы я вернулся в свою деревню.
Задор молодости
1923 год в нашу бурятскую историю золотыми буквами вписал новую страницу. Была создана Бурят-Монгольская Автономная Советская Социалистическая Республика. Наша малочисленная народность впервые обрела государственность при помощи партии большевиков и Великого Ленина. Создание республики дало огромный толчок развитию промышленности, сельского хозяйства и культуры.
В это время и в моей личной жизни произошли огромные перемены. Твердо решив продолжить учебу в школе, я приехал в Верхнеудинск и при помощи учителей Тогмита Жамсаранова и Цыретора Ганжурова в 1923-1924 учебном году был принят учеником четвертого класса начальной школы. Заведовал школой Сергей Петрович Балдаев. Не имея возможности вернуться домой во время летних каникул, при помощи обкома комсомола я был принят разнорабочим на центральный склад Буркоопсоюза. В то время было трудно найти работу. На «Бирже труда» числилось много безработных.
Всем известно, что после двадцатых годов начали создаваться колхозы. Тогда я оканчивал семилетнюю школу в Верхнеудинске и считался грамотным человеком. В комсомольской ячейке коммуны «Унэн» села Хаал мне дали задание выступить на сходе граждан Гильбиринского сомонного совета о том, чтобы выделить им дополнительные сенокосные угодья. После моего выступления всего несколько человек подняли руку за мое предложение. Тогда я, предложив собранию сделать перерыв в работе, вывел собравшихся во двор и призвал их вновь поднять этот вопрос. Принеся длинную жердь во двор здания, попросил людей, которые проголосуют за выдачу дополнительных земель, сесть по правую сторону жерди, а тех, кто будет против, — сесть по левую сторону. И люди начали садиться по обеим сторонам. Сын бывшего главы нашего селения Гомбо, выступивший до этого против выдачи дополнительных земель, сел по правую сторону жерди. Вслед за ним многие стали садиться по правую сторону. И на моих глазах больше людей сели по правую сторону, где были те, кто проголосовал за выдачу дополнительных земель. Пока я считал количество людей, Гомбо, выхватив жердочку, пронес ее над головами и сел по левую сторону, присоединившись к тем, кто проголосовал против моего предложения. Разозлившись, я выхватил жердочку из его рук и, придавив ногой, начал считать число проголосовавших. Так, с помощью большинства людей, отдавших свой голос за выдачу дополнительных земель, мы вынесли постановление, и, подтвердив его в земельном отделе, обрели пахотные земли.
Много встречалось преград и трудностей в деле выполнения постановлений и указов Советской власти. Для того, чтобы решать жизненно важные вопросы нового времени, не раз приходилось применять на практике подобные методы. Для того, чтобы раз и навсегда покончить с привычками старого времени и утвердить новые правила большевизма, чтобы внедрить всеобщую грамотность и сделать жизнь людей лучше, наша партия и правительство призывали к культурной революции.
Культурная революция
Культурная революция в нашей стране коренным образом отличалась от затянувшейся культурной революции в Китае. Если культурная революция в Китае была призвана укрепить власть Мао Цзэ Дуна, сделав его живым божеством, и не имела ничего общего с культурой как таковой, когда наказывали как партийных и государственных кадровых работников, так и рабочих и крестьян, многих сажали в тюрьмы. Наша культурная революция двадцатых годов имела гуманные и благородные цели. Это подтверждают разительные перемены в наших бурятских селах.
Давайте рассмотрим уклад семьи простого бурята. Запыленная, прохудившаяся хата. Внутри пыль, грязь, давно немытая посуда, ведра. Изношенная постель, матрац. Несколько одежек с множеством заплаток. Лежачий или ходячий больной кормилец семьи. Редко моющиеся и редко меняющие одежду люди. Рой мух и паутов. Клопы…
В республиканском краеведческом музее вы не раз видели уклад простых бурят тех лет. Молодые люди, наверное, думают, что такого раньше не было. Конечно, родившимся в хорошее благополучное время трудно поверить, что такое тогда было время. Вы должны понять, что жили семьи и похуже, можно было только диву даваться, как они могли жить и выживать. Простые люди мучились, старались угодить богачам, ламам и шаманам, желая соблюсти старые устоявшиеся обычаи.
Особенно трудно было положение женщин, они не имели никаких прав. Женщина не имела права сесть на почетное место, пройтись перед мужчиной, вмешиваться в разговор мужчин. Муж мог на несколько дней исчезнуть, пьянствуя на стороне, играя в карты, гуляя на свадьбе или на обоо, тогда как женщина должна была безропотно оставаться дома, ухаживая за детьми, скотом, днем и ночью она выделывала кожу для шитья одежды, и при этом еще не раз ей доставалось от пьяного мужа. Короче говоря, положение бурятской женщины было не лучше положения рабыни.
В селах начали открываться избы-читальни и при них — школы. Там, где были школы, по вечерам собирались на учебу в здании школ, а там, где их не было, — собирались в домах. Эта работа по ликбезу населения проводилась под руководством партийных и комсомольских работников. Можно сказать, что культурная революция явилась венцом победы советского народа в преодолении тьмы и невежества. Это была великая революция, давшая народам победу.
Это выразилось в песнях и музыке. Приведу два примера. Когда только начала устанавливаться Советская власть, люди, не понимая, что вокруг происходит, пели так:
Принимая большевистские взгляды,С чем ты останешься, безумный Дылык?А после свершения культурной революции люди, поняв цели и задачи ее, пели:
Солнце, выходя из-за гор,Осветило Вселенную вокруг.Установившийся порядок красныхЛюдей вокруг просветил.При помощи Советской власти я стал нормальным человеком. Если бы дальше царил старый царский режим, то мне бы не миновать той страшной участи быть вечным рабом богачей и умереть в больших муках, не испытав человеческого счастья.
Источник:
https://ulan.mk.ru/social/2020/06/03/dorzhi-cyrempilon-moi-roditeli-vkhodili-v-chislo-samykh-bednykh-v-buryatii.html