Александр Сенкевич: Бидия Дандарон - мыслитель мирового масштаба
Феномен Дандарона
... Чашка горячего ароматного чая на красочной индийской скатерти со слонами. Тысячи книг в огромной библиотеке манят к себе неизведанными тайнами бытия.
Я в гостях у Александра Николаевича Сенкевича, российского индолога, поэта, писателя, переводчика с хинди, урду, санскрита, автора книг серии ЖЗЛ "Будда" и "Елена Блаватская".
С Александром Николаевичем в середине 2000-х годов я имела счастье сотрудничать в Обществе делового и культурного сотрудничестве с Индией. И некоторое время работала секретарем Общества, Александр Николаевич, как руководитель Общества, проводил большую работу в Москве, Париже, Риге, Дели, Мадрасе, других крупных городах мира, чтобы широкая читательская аудитория узнала больше о российской индологии, буддологии. О тех выдающихся личностях, уроженцах России, кто внес свой вклад в развитие передовой мысли в мировой ориенталистике, буддологии.
Бидия Дандарович Дандарон - Среди мыслителей мирового масштаба, говоривших в советское время всему миру о пути преодоления страданий и пути в нирвану, были российские философы Владимир Топоров, Александр Пятигорский, и многие другие. В свою очередь, Александр Моисеевич Пятигорский, крупнейший исследователь буддизма XX века, считал своим Учителем Бидию Дандарона. Потому что Пятигорский знал, какие нечеловеческие муки, какие страдания перенес за свои убеждения Бидия Дандарон, талантливый продолжатель русской традиции классической востоковедной науки — буддологии. Дандарон умер утром 26 октября 1974 года, на середине пятилетнего срока своего третьего заключения в исправительно-трудовом лагере на берегу Байкала в возрасте 60-ти лет. Всего в своей жизни Дандарон пробыл в тюрьмах и лагерях около 22-х лет. И Пятигорский, уже будучи профессором Лондонского университета, неизменно вспоминал о своем наставнике и о духовном феномене, который Дандарон явил миру. Неплохо бы отметить место упокоения Дандарона на месте бывшей колонии в Выдрино, - говорит Александр Николаевич.
Сам блестящий переводчик, писатель, поэт, романист, автор сценариев многих фильмов об Индии, Александр Николаевич по праву считается одним из выдающихся исследователей философии, истории, культуры Индии. Как горячие пирожки, разлетелись его книги "Будда", "Елена Блаватская" из серии "Жизнь замечательных людей" издательства "Молодая гвардия".
И его честная, принципиальная гражданская и человеческая позиция привлекает к нему армию поклонников, убежденных, что золотое перо Александра Николаевича и в смутные времена несет смыслы Чести, Долга. Сама Индира Ганди писала предисловия к его книгам. А фильм об Александре Сенкевиче с успехом демонстрировался на одном из Каннских кинофестивалей.
Уже после беседы с Александром Николаевичем Сенкевичем прочитала в статье
Александра Пятигорского "Уход Дандарона" следующие строки: "В тюрьме Дандарон был страшно пытан. Потом — голод и стужа лагерей. Потом — крошечное «окно» — менее чем в год освобождение после войны и, по известному приказу, повторное заключение. Кого здесь только нет… И коммунисты, и эсеры, и белые, и красные, и черные, и желтые. Под руководством Дандарона они занимались буддийской философией и йогой, но главное — осмыслением своей собственной жизни и своего собственного положения в смысле буддийской философии и йоги Это явилось особым опытом, произведенным людьми над самими собой, ибо только в таком опыте и можно видеть сущность практического буддизма".
Известно, что к Бидие Дандарону в Бурятский филиал СО РАН приезжал в Улан-Удэ и сам Юрий Николаевич Рерих.
Йога, медитации - духовные инструменты эпохи интернета
Александр Николаевич Сенкевич продолжает : "Пятигорский писал, что в колониях, тюрьмах стали постепенно стали появляться ученики — из Ленинграда, Москвы, Прибалтики, Украины, Бурятии. Именно Дандарон, который был столь тесно связан с древней традиционной почвой северного буддизма, утверждал, что у буддизма нет места, как нет времени, эпохи и что буддизм странствует, не зная народов, стран и климатов, ренессансов и декадансов, обществ и социальных групп. Дандарону удалось в нынешней России быть одновременно ученым-буддологом, буддийским философом и буддийским йогом. Значит, это возможно".
С Александром Николаевичем мы говорили еще о моде на медитации, мантры, на йогические практики в Москве, в России, в Европе и Штатах.
- О чем это говорит? О том, что европейская наука, европейская, классическая медицина пока бессильна перед многими заболеваниями. А восточные практики - это инструменты самосовершенствования. Они реально помогают людям в век интернета, IT, не только выжить. Но, и побеждать болезни, духовно развиваться. Стремиться к высшим космическим силам, создавшим жизнь на земле. Нам не дано знать, кто нас создал. Но некоторым избранным мыслителям, как Бидия Дандарон, Юрий Рерих, Александр Пятигорский эта часть мироздания приоткрывала завесу своей Тайны, - заключает Александр Николаевич.
Я благодарю Александра Николаевича и от души благодарю его. Он подписывает несколько своих прекрасных, наполненных философской лирикой книг.
Александр Николаевич Сенкевич
По дороге к метро Александр Николаевич просит передать привет всем ученым, востоковедам Бурятии, кто его знает, большой привет. Александр Николаевич не раз бывал в Улан-Удэ, на Байкале и всегда хранит теплую память о незабываемых встречах в солнечной республике у Байкала.
Дора Хамаганова