Мой прадедушка-ветеран Великой Отечественной войны.
Меня зовут Дашинимаев Ардан, я учусь в РБНЛИ1, в 5 "а" классе, хочу рассказать Вам про своего прадедушку Цыдендамбаева Лхасаран Бадмаевича.
Он родился 20 мая 1927 года в поселке Агинское Агинского Бурятского национального округа Читинской области. Детство и юность прошли в селе Цаган-Челутае. Он рано потерял отца, и его мама одна растила сына, дала возможность окончить семилетнюю школу крестьянской молодежи в селе Зугалай.
В суровом 1942 году Лхасарана, как грамотного паренька в родном колхозе имени Кагановича назначили учетчиком овцетоварной фермы, а с сентября по декабрь 1944 года работал учетчиком тракторной бригады Могойтуйского МТС, где за штурвалами колесных тракторов сидели одни женщины.
5 декабря 1944 года настало время надеть шинели юношам 1927 года рождения, так начался боевой путь моего прадеда от пади Казачьей до китайского города Жэхэ летом 1945 года. Только из Могойтуйского района в том полку служили более тридцати кавалеристов. Привычные к седлу, в обращении с лошадьми, они быстро освоили кавалерийскую науку. Тогда же прадедушка с товарищами стали комсомольцами.
Вот что рассказывал мой прадедушка своим внукам, т.е. моей маме про войну: «Победа над фашисткой Германией- самый важный момент нашей истории. И она завоевана огромной ценой. Ценой более двадцати миллионов жизней нашего народа. Но вторая мировая война еще продолжалась на востоке. Мы обязаны были по союзническому долгу вступить в войну с Японией. Нашим войскам предстояло разгромить Квантунскую армию Японии на северо-востоке Китая (в Манчжоу-Го).
После усиленной боевой подготовки наш 252 кавалерийский полк 59 отдельной кавалерийской дивизии в середине июля 1945 года двинулся в боевой поход по маршруту Казачья падь -ст. Харанор-Соловьевск-Чойболсан-южная государственная граница МНР.
Наша 59 отдельная кавалерийская дивизия входила состав конно- механизированной группы генерал-полковника И.И. Плиева Забайкальского фронта. В эту группу войск входили кавалерийские дивизии Монголии.
Вблизи границы с Китаем был смотр и сбор воинских частей. Зрелище грандиозное. В степи на северной склоне пологой горы (возвышенности) огромная масса, скопление военной техники (танковая армия и другие механизированные части и артиллерии разных систем), наша 59 отдельная кавалерийская дивизия и монгольские кавалерийские дивизии. Можно сказать, что мне не было видно, где начинается и где кончается этот воинский строй.
9 августа 1945 года нам зачитали приказ о начале военных действий против японских оккупантов, и вся конно-механизированная группа в четыре утра перешла границу Китая (Внутренней Монголии). Наступали клином (не фронтом). Первые дни наступления нас постоянно сопровождали боевые самолеты, они дежурили в воздухе. Точно не помню, примерно в течение недели мы прошли почти безводные степи Внутренней Монголии и преодолели пески (барханы) пустыни Гоби.
Наш 252 кавалерийский полк наступал впереди всех и совместно с танкистами захватил город Долорон, знаменитый своими крупнейшими буддийскими храмами.
Трудности на этом пути - это недостаток воды. Из-за интенсивного, ускоренного марша уставали кони и люди, особенно в пустынях Гоби, а приказ был строгий. Иногда спать приходилось по 2-3 часа в сутки.
Когда проходили Внутреннюю Монголию, мы видели очень много скота: гурты овец, крупного рогатого скота, табуны лошадей, верблюдов. Юрты монголов, крупные и малые дацаны и вокруг них целые поселения монголов. За городом Долонор постепенно начинаются хребты Большого Хингана. Прошли очень много перевалов (горных хребтов), ущелья и бурные горные реки и речки. Дороги в горных ущельях во многих местах были повреждены, многие разрушены горными потоками и еще местами взорваны специально, почти ежедневно шли дожди. Особенно крупным и высоким был последний перевал на подступах к городу Жэхэ. Когда мы были на вершине перевала, казалось, как будто видишь с самолета, китайские фанзы (дома) далеко внизу в ущелье казались как коробки спичек.
Крайне трудным был подъем в гору и спуск с горы одинаково труден, если сорвешься, то костей не соберешь. Кони и люди уставали как в пустыне Гоби. После города Долонор в горах постоянно натыкались на разгромленные японские отряды и группы, особенно было опасно ночыю. Временами постоянная стрельба, иногда непонятно кто, куда и в кого стреляет. Погони и засады-постоянно. В этой стрельбе в горах осталось много японцев. Японцами ночью были зарезаны монгольские цирики. По маршруту мы освободили от японцев много населенных пунктов. Был разоружен еще один гарнизон армии Маньчжоу-Го (говорили, что это остатки армии Дэвана, в основном монголы). Наш 252 кавалерийский полк освободил от японцев крупный город Жэхэ, за нами вступили и другие части нашей дивизии. Там был разоружен (почти без боя) крупный японский гарнизон. Было взято в плен более восьми тысяч японских солдат и офицеров. Всех пленных поместили в императорскую крепость в северной части города. Захватили много трофеев: танки, автомашины, винтовки, пулеметы, боеприпасы и очень много складов (продовольственных, вещевых и т.д.) Местное население (китайцы) нас встречало очень дружелюбно и приветствовали на каждом шагу.
Я был зачислен в комендатуру города, охраняли склады, патрулировали по городу. Готовились к наступлению на много миллионный город Бэжин, ныне Пекин. Недалеко от города Жэхэ в крепости на горе не хотел сдаваться японский гарнизон. Наш один сводный эскадрон разгромил этот гарнизон внезапным ударом. В этом бою многие отличились и были награждены орденами и медалями. Подошли очень близко к Желтому морю и городам Порт-Артур и Дальний (примерно около 180 км. от города Жэхэ). И еще говорили, что Великая Китайская стена где-то рядом, и многие были там. Все ждали приказа о наступлении на Пекин.
Вдруг 3 сентября нам объявили, что Японская армия разгромлена повсеместно и Япония подписала капитуляцию. Вторая мировая война была окончена. В большом зале железнодорожной станции г.Жэхэ был организован митинг в связи с окончанием второй мировой войны. Выступал наш командир полка подполковник Оседчук. Он говорил нам, что мы приняли участие в разрешении исторической задачи, что с нашим участием разгромлена Японская армия, возвращены России Южный Сахалин, Курильские острова и города крепости Порт-Артур и Дальний. За героический подвиг в боях против Японских империалистов, за преодоление степей Монголии, хребтов Большого Хингана и переход через пустыню Гоби, нашей 59 отдельной кавалерийской было дивизии присвоено почетное название «Хинганская». Дивизия прошла героический боевой путь - около 3200 километров. В истории кавалерии такого форсированного боевого марша, в труднейших условиях, еще не было после Чингисхина. За этот героический подвиг, за умелое командование войсками Герою Советского Союза генерал-полковнику И.А. Плиеву была вручена вторая Золотая Звезда Героя Советского Союза, а солдаты и офицеры награждены орденами и медалями.
Выехали из г. Жэхэ домой. На обратном пути наш маршрут почти тот же, и eхали мы домой примерно 1,5 месяца. Наш кавалерийский полк был теперь замыкающим. Марш был в спокойной обстановке с длительными привалами (т.е. отдыхали в пути через определенные промежутки на 1-2 дня, отсыпались). Я тогда был станковым пулеметчиком. А рядом со мной были верные боевые друзья: Пашнин- командир пулеметного расчета, Халюста первый номер станкового пулемета, Бирюков- ездовой пулеметной тачанки. Прадедушка всегда с большой теплотой вспоминал о друзьях-товарищах своей боевой юности.
После победы над Японией еще пять лет мой прадедушка носил солдатские погоны. Вскоре кавалерию расформировали, после недолгой переподготовки в школе младших специалистов ЗабВО 73-é танковый их направили в полк. Демобилизовался 1 апреля 1951 года.
После службы в армии прадедушка Лхасаран работал в Уронайской начальной школе кладовщиком интерната. А с 9 октября 1951 года стал работать в финансовых органах: инспектором по бюджету Агинского ОкрФо, затем старшим инспектором по бюджету Могойтуйского райфинотдела, а с 1 февраля 1965 был переведен на должность заведующего райфинотдела, где проработал до ухода на пенсию. Заочно закончил Омский финансово - кредитный техникум, Иркутский финансово - экономический институт, центральные финансовые курсы - контролёров ревизоров, а затем руководителей финансовых органов в г. Ленинграде.
У моего прадеда много наград: медаль за победу над Японией, орден Отечественной войны I степени, медаль Жукова и медали юбилейные. А также наряду с боевыми правительственные и ведомственные награды: медаль за доблестный труд в ознаменование юбилея В.И. Ленина, отличник финансовой работы СССР, ветеран труда, он записан в Книгу почета ветеранов финансовой работы Читинской области, награждён почетными грамотами Министерства Финансов РСФСР, почетными грамотами района, округа и области за трудовые успехи.
Вот такой у нас был прадед. Я плохо его помню, потому что был маленьким, но когда я приезжал летом в гости к дедушке и бабушке, мы часто пили вместе с ним чай, праздновали праздники, делились своими новостями и достижениями. Он прожил 88 лет.
Мы все должны уважать и помнить тех, кто пожертвовал своими жизнями чтобы защитить нас. И ко дню Победы мы должны поздравить всех оставшихся в живых ветеранов с 75-летием Великой Победы.