УЧЕНЫЙ, ВОИН И ПОЭТ
Алексей Ильич Уланов (28.03.1909 — 18.10.2000).
Известный ученый, поэт, солдат, Заслуженный деятель науки Бурятии, член Союза писателей СССР с 1933 г. Алексей Уланов родился в улусе Дундай Идинского ведомства Балаганского уезда Иркутской губернии в зажиточной и культурной семье. Его дяди — Михаил Николаевич и Андрей Кириллович Богдановы были слушателями Казанского учительского института, Томского, Санкт-Петербургского и зарубежных университетов — Берлинского, Цюрихского, а впоследствии стали известнейшими деятелями народного просвещения и культуры.
В семье Ильи Ундановича Уланова (1875-1965 гг.) — купца второй гильдии — и Раисы Николаевны Богдановой (1880-1966 гг.) родились одиннадцать детей, но в живых остались лишь восемь, в том числе три сына. Самый младший Андрей (1923 г.р.) отлично знал языки, в т.ч. и немецкий, прекрасно пел и играл на гитаре, баяне. Подделав паспорт, прибавив себе еще два года по возрасту, в 17 лет закончил ускоренные курсы командиров подразделений, добровольцем ушел на фронт и младшим лейтенантом — командиром танка погиб в первом же бою под Можайском в октябре 1941 года.
Михаил родился в мае 1920 года, закончил Московский госуниверситет. Распределился в Центр космических исследований в подмосковный городок Подлипки. Молодого ученого вскоре назначили начальником отдела космических траекторий, где отслеживались маршруты первых в мире космических спутников и кораблей.
Жизненные университеты третьего брата — Алексея Уланова: работал землекопом, статистом, рабочим, учетчиком, строителем на Алдане, в Приморье, Красноярском крае, на Урале. В 1931 г. приехал на стройку в Москву, где состоялся его поэтический дебют в многотиражной газете «За Дворец Советов». Затем в июне 1932 г. во втором томе двухтомника «Писатели СССР Великому Октябрю» вышли стихи Алексея Уланова «Вперед посмотрите», ставшие первыми публикациями поэта. Через два года он был приглашен БурЦИКом в Улан-Удэ для участия в создании Союза писателей Бурятии. В том же году, в числе немногих деятелей культуры и литературы республики был принят в члены Союза писателей СССР, получив билет за подписью Максима Горького.
Алексей Уланов окончил Московский пединститут им. Н. К. Крупской в 1940 г., преподавал в школах Бурятии, работал научным сотрудником Бурят-Монгольского научно-исследовательского института культуры.
Республиканская газета «Правда Бурятии» 6 февраля 1973 года опубликовала воспоминания «Подвиг бойца Уланова», написанные москвичом Дмитрием Свиридовым, членом совета ветеранов 181-й стрелковой дивизии.
Когда я прочитал статью, у меня сразу мелькнула мысль: не об отце ли, Алексее Ильиче Уланове, рассказывает автор? Ведь отец тоже воевал на Сталинградском фронте, был контужен, тяжело ранен и после госпитального лечения был демобилизован по состоянию здоровья как инвалид второй группы.
Отец, ознакомившись со статьей, сказал, что, возможно, речь идет о нем. Он воевал в составе 272-го полка НКВД героической 181-й ордена Ленина, орденов Суворова и Кутузова II степени Сталинградской Краснознаменной стрелковой дивизии. Был призван на действительную военную службу в 1941 году Улан-Удэнским железнодорожным военкоматом. В их полку служило много забайкальцев, в том числе и бурят. И подобный боевой эпизод, описанный Свиридовым, случался с ним. Как позднее выяснилось, сотрудник газеты, готовя статью к публикации, сократил ту часть, где речь шла о немаловажном факте — о том, что боец Уланов профессиональный литератор.
Между отцом и советом ветеранов дивизии завязалась оживленная переписка. Мы, сыновья, прежде мало слышавшие о его фронтовых делах, теперь, как говорится, «насели» на него, и он рассказал нам о некоторых памятных днях.
Обстановка, сложившаяся в тот период на Сталинградском фронте, была, как известно, чрезвычайно трудной. Хорошо пишет об этом известный кинооператор-документалист А. Кричевский в статье «Выстояли!», опубликованной в журнале «Юность»: «Волга тщательно просматривается немцами. Их артиллеристы и минометчики как бы разделили реку на квадраты и методически обстреливают все живое. И самолеты врага не оставляют Волгу в покое. Лишь когда наступает вечер, выползают из своих укрытий бронекатера и рыбачьи лодки, буксиры и баржи, понтоны — все, что держится на плаву и может нести в Сталинград груз. В осажденный город переправляются войска и боеприпасы, продовольствие и медикаменты… Каждая буханка хлеба, каждая мина, каждый снаряд и ящик патронов переносятся на руках».
Становится понятной значимость поступка бойца Уланова, под ожесточенным огнем противника вытащившего повозку с минами. Этот эпизод и был описан в статье Свиридова: «К вечеру наши поредевшие батальоны получили приказ: «Сдать огневые позиции только что подошедшей новой воинской части». При отходе от прямого попадания снаряда погиб один из минометных расчетов. На поле боя, поблизости от противника, осталась повозка с минами. Заметив это, туда побежал боец Уланов. Ему закричали:
— Куда ты? Вернись! Не видишь, как немцы лупят?!
А он в ответ:
— Я быстро, быстро, быстро… Нельзя добро оставлять врагу. Там мины…
Под сильным артиллерийско-минометным и ружейно-пулеметным огнем, рискуя жизнью, отважный боец бежал туда, где по оплошности забыли забрать повозку с минами. Как ему удалось все это вытащить из кипящего ада — и по сей день диву даюсь. А он сумел! Вытащил повозку и привез ее туда, где сосредотачивались остатки двух стрелковых батальонов и спецподразделений полка. Одной рукой, с большим трудом он тащил повозку, а другую крепко прижимал к животу, из которого сочилась кровь.
Когда мы подбежали к Уланову и хотели ему оказать первую медицинскую помощь, он произнес:
— Не надо, не надо… Я сам…
Бережно положили мы боевого друга на плащ-палатку, унесли в медсанбат».
Зная жизнь отца как гражданскую, сугубо мирную, скромную, мы не представляли себе другой ее половины, разделенной грозным июнем 1941 года, когда он осознанно и самоотверженно бросался в атаки под градом фашистских пуль и мин. И лишь тогда, когда фронтовые друзья рассказали об отце, мы как бы другими глазами взглянули на него, его жизнь открылась для нас с новой стороны.
Мы узнали, что отец настойчиво просился на фронт, хотя у него была бронь научного учреждения, где он работал старшим научным сотрудником. Наконец его просьбу удовлетворили и направили на передовую. Война резко, как под увеличительным стеклом, обнажает суть человека, проверяет запас его жизненной прочности. И воин Алексей Уланов такое трудное испытание с честью выдержал. Об этом я пишу с большой сыновней гордостью.
Боец Алексей Уланов и на фронте продолжал заниматься литературным творчеством. Он читал красноармейцам своего полка стихи, сочиненные по горячим следам фронтовых событий. В 1943 году он издает третий поэтический сборник «Есть сила — шагай!». В одноименном стихотворении он пишет:
Есть сила — шагай, врывайся в окопы,
Вперед и вперед — Смоленск не далек.
Обрызганы грязью дороги и тропы.
В атаку вперед, подымайсь, кто залег!
Потомки узнают про наши сраженья,
Потомки узнают про наши грома,
Потомкам своим для их вдохновенья —
Стремительность наша и русский размах!
Написано как будто бы сегодня, а ведь это стихотворение писалось в 1942 году.
Однажды командование, редакция армейской газеты, узнав, что боец Уланов — поэт, поручили ему, чтобы он написал о боевых делах своих товарищей. Ему дали две общие тетради. И эти тетради в одном из боев спасли его от смерти. Осколок снаряда, пробив кость левой руки, страницы тетради, застрял в груди, не достигнув сердца.
Отец рассказал, что до того случая, когда он под огнем противника вытащил повозку с минами, замполит полка Щербина, погибший впоследствии, в числе отличившихся бойцов назвал его фамилию и объявил, что все они будут представлены к правительственной награде. Заполнили наградной лист, для чего из красноармейской книжки взяли фотографию. Но награды отец тогда так и не получил…
После выздоровления Алексей Уланов работал в разных местах, собирал фольклорные материалы, народный эпос «Гэсэр», но его планы издания и активного изучения эпических памятников не получили поддержки… В это время он успевает защитить диссертацию на соискание степени кандидата педагогических наук в Московском институте методов обучения. В 40 — начале 50-х гг. он — один из немногих, кто боролся за справедливую оценку бурятского героического эпоса, дважды попадал в изгнание и скитался в поисках жилья и работы по Сибири, Дальнему Востоку, Москве, Средней Азии… В родной город отец вернулся после реабилитации «Гэсэра» и активно включился в работу по сбору, публикации и изучению устного народного творчества — фольклорного и культурного наследия. В 1963 г. в Институте мировой литературы (ИМЛИ) успешно защитил докторскую диссертацию по героическому эпосу бурят. Научные интересы и основные труды ученого Уланова сосредоточены на синкретичных видах и эпических жанрах бурятского фольклора: мифах, улигерах, легендах, преданиях, обрядовой поэзии, а также генезисе и типологии эпоса, различных версиях и вариантам устных творений-памятников, общем и особенном своеобразии эпического мира.
Им изданы поэтические сборники «Заглик» (1936), «Стихи» (1941), «Есть сила — шагай!» (1943), «Байкальская любовь» (1973). Основные научные выводы и наблюдения изложены в статьях, докладах, в монографиях, опубликованных в разные годы: «К характеристике героического эпоса бурят» (1957), «Бурятский героический эпос» (1963), «Бурятские улигеры» (1968), «Древний фольклор бурят» (1974), «Избранное. Статьи и стихи» (1998), а также более 100 научных и научно-популярных статей. Кроме того, на русский язык им переведены стихи Х. Намсараева, Б. Абидуева, Д. Дашинимаева и др. Этапной работой явилось двуязычное издание улигера «Абай Гэсэр», реализованные в котором методологические принципы и аналитические приемы нашли поддержку у фольклористов, занятых осуществлением академической серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока», отмеченной государственной премией Российской Федерации.
За мирный труд А. Уланов был награжден орденом «Знак Почета», медалями и грамотами правительства и Академии наук страны. И как сообщалось в центральной газете «Правда», спустя 37 лет после войны, ему был вручен орден Красной Звезды…
Алексей Уланов внес значительный вклад в перевод, исследование и издание произведений устного народного творчества, в том числе, без всякого сомнения, «Гэсэра» в поэтических переводах известнейших поэтов и прозаиков Семена Липкина, Владимира Солоухина, Анатолия Преловского. Поэт и ученый также стал одним из вдохновителей проведения 1000-летия героического эпоса «Гэсэр» (1991-1995 гг.).
Научные исследования А. Уланова, по мнению многих авторитетных ученых, получили всероссийское и мировое признание.
Э. Уланов, д. филол. н.,
заслуженный работник культуры России
Фото В. Новикова