КУЛЬТУРА
Иван Аржиков и его картина "Шаман"
Иван Аржиков и его картина "Шаман"

Просмотров: 1 401

Аржиков И.А. 1904-1952 Шаман

Вместе с основателем бурятской художественной школы Цыренжапом Сампиловым в 20-е годы XX века начали творческую работу немало способных бурятских живописцев. Среди них был и молодой выпускник Иркутской художественной студии-мастерской Иван Аржиков. Более всего он известен, как автор популярной картины "Шаман не лечит, а калечит" (1929).

В этом произведении выражено понимание просветительных задач, которое было свойственно художникам того времени: живопись должна была просвещать на убедительных и зримых примерах. И как результат в их картинах мрачное прошлое противопоставлялось современному образу жизни и новому быту.

Картина "Шаман не лечит, а калечит" – это не сухое поучение, а именно живописное произведение, обладающее эмоциональным звучанием и тонким обаянием подлинного искусства. Мягкий, сдержанный колорит с преобладанием зеленовато-оливковых и серых тонов, без единого яркого, мажорного цветового пятна соответствует тому безрадостному настроению, которое царит в скупо освещенной комнате с узкими окнами. Прекрасно написанный натюрморт, четкий, выразительный, пластичный, характеризует обстановку крестьянского дома. 
Автор показал стародавние представления бурятской бедноты, терпеливо следящей за "магическими" действиями шамана. Бытовые детали картины – детская люлька, стоящая на полу, дым от трубок – все это помогает раскрытию идеи произведения, выраженной в самом названии.

Позже картина была переименована в "Шаман" и сейчас экспонируется в Национальном музее Республики Бурятия. В настоящее время картина – это уже этнографический памятник, из которого можно открыть для себя "новое-забытое". Познакомившись с картиной, зрители узнают о быте иркутских бурят в те времена, о предметах, которыми пользовались прежде.

Дом построен из крепких и добротных бревен, потолок высокий. В углу виднеется русская печь. Судя по тому, что животные находятся в жилище, действие происходит в зимнее время. Содержание животных в домах практиковалось у многих народов, не только у бурят. В левом углу из загородки виднеются овцы. На полу лежат упитанные телята. По их количеству можно говорить, что в семье доятся четыре коровы. В зимнее время достаток молока – это полноценное питание для семьи, постоянное присутствие на столе масла, творога и других молочных продуктов. За печью можно увидеть аппарат для перегонки молочной водки. На стене висит хомут, доказывающий наличие в хозяйстве коней – помощников крестьянина.

На переднем плане художник изобразил детскую люльку, которую качает сидящий на корточках мальчик. У него серьезное, но в то же время обиженное лицо: как же, ему интересно посмотреть, что делает шаман, а он вынужден нянчиться с младшим. Художник с этнографической точностью изобразил люльку, которая бытовала у бурят с западного берега Байкала. 

К люльке привязаны костяшки-шагай, используемые в качестве погремушек и оберега от злых духов. В те времена смертность младенцев была довольно высока, считалось, что детей отнимают шолмосы – нечистая сила. Чтобы уберечь ребенка буряты привязывали его кожаными ремешками к люльке, а также использовали различные амулеты и обереги. Над люлькой висит рог, из которого младенца поили молоком.

Спиной к зрителям стоит шаман, который проводит обряд исцеления больной хозяйки дома, сидящей с покрытой красным платком головой. Их окружают близкие. К потолку поднимается сизый дым от благовоний и трубок курящих.
Через произведения первых бурятских живописцев молодое поколение знакомится с историей, бытом, культурой, этнографией, фольклором своего народа. Хоть и носит работа заказной характер, но все-таки остается одной из лучших страниц "энциклопедии бурятского изобразительного искусства".

Елена Монтоева

Тэги:
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив