КУЛЬТУРА
Гунны. Империя степей
Гунны. Империя степей

Просмотров: 1 358

Российские ученые высоко оценили выставку «Гунны. Империя степей»

16 сентября в Музее истории им. М.Н. Хангалова к 100-летнему юбилею российской археологии открылась эксклюзивная выставка «Гунны. Империя степей» (Хунну. Тайны исчезнувших цивилизаций). Масштабная экспозиция приурочена к грандиозной дате – столетию российской академической археологии. Выставка будет работать до 15 декабря 2019 года.

В торжественном мероприятии приняли участие министр культуры Бурятии Соелма Дагаева, учёные и археологи, участники IV международного конгресса средневековой археологии евразийских степей «Кочевые империи Евразии в свете археологических и междисциплинарных исследований».

Достойный подарок конгрессу
Открывая выставку, академик Российской академии наук (РАН), научный руководитель БНЦ СО РАН, директор института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН Борис Базаров подчеркнул, что это достойный подарок конгрессу.


- Конгресс должен двигаться дальше в своем научном поиске, обогащая научную мысль мира, знания человечества. Это прошлые великолепные истории. Мы сумеем добиться того, что наша наука – кочевниковедение - сделала еще более крупный шаг вперед к созвездию мировых цивилизаций. Она займет достойное место как Полярная звезда, - отметил академик Базаров.

Экспозиция, посвященная народу-основателю первого степного государства, которое противостояло единой державе объединенных китайских земель Цинь Ши Хуанди, объединила богатейшие коллекции экспонатов гуннской культуры трех музеев. Это фонды Национального музея РБ, Кяхтинского краеведческого музея им. В.А. Обручева и Музея Бурятского научного центра СО РАН.

Многие археологические находки на этой выставке экспонируются впервые. К примеру, находки из Иволгинского городища, раскопки которого ведутся в настоящее время учеными из Бурятского научного центра под руководством известного археолога, исследователя гуннов доктора исторических наук, профессора Николая Крадина.

– В 1996 году, когда поступило предложение провести гуннский конгресс на бурятской земле, мало кто верил, что это мероприятие пройдет. Было сложное время в нашей страны. Но конгресс прошел, и за это время все изменилось очень сильно, – сообщил профессор Крадин. – Мы пришли к новым рубежам, открытиям. Они частично отражены и на этой выставке. Для меня в науке хунну – первая любовь. Заинтересовался этой темой еще в студенчестве. Потом пришлось немножко отойти в сторону. Затем снова к ней вернулся, куда бы я не уходил, меня все равно обратно тянет.

Находка мирового значения
Пожалуй, самой громкой находкой учёных являются богатейшие археологические материалы из раскопок самого большого кургана могильника Царам. Это детали захороненной колесницы с фрагментами ее красочного живописного тента. Подобные находки являются большой редкостью в археологии из-за условий сохранности столь хрупких предметов из минерально-органического материала.
– Это находка мирового значения. Такие ткани очень редко сохраняются. Они составляли часть колесницы китайского типа. Обнаружены в одном из гуннских погребений. Очень хорошо, что она находится здесь, – отметил Аскольд Иванчик, член-корреспондент РАН, руководитель отдела Древней истории Института Всеобщей истории РАН, доктор исторических наук. – В целом, эта выставка интересна тем, что здесь широко представлены уникальные вещи из гуннских памятников. Поэтому здесь в этом музее проходит важное событие, которое важно для археологии евразийских степей. Гуннская археология это сложная тема. Идут большие дискуссии, что можно относить к гуннам, а что нельзя.

Раскопать кочевников невозможно
Сложность исследования гуннов подтвердил и директор Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН, член-корреспондент РАН Андрей Головнев. По его словам, археология кочевников это большое искусство. Археология больших пространств. Кочевники знамениты не толстым культурным слоем, а скорее всего, той исторической тканью, которую они создавали на пространстве Евразии. Поэтому раскопать кочевников невозможно. Их можно почуять талантом археолога. Их можно найти в оазисах и оседлых местечках, где они оставляют свои следы.

– Вот эта выставка реконструирует империю. То, что представить крайне сложно. Поэтому здесь не случайно много визуальных интерпретаций. О кочевниках крайне сложно писать. Чем больше пишешь, тем менее понятных становится написанное. А вот показывать кочевников всегда выгодно. Они киногеничны, они в движении. Поэтому здесь все впечатляет. Это все создает проекцию с той глубины веков, когда существовала эта великая империя хунну, – рассказал директор Кунсткамеры. – Хунну это археологическая культура с масштабным размахом и явно политической конструкции. В этих двух залах впервые собранная Евразия. Каждый предмет здесь вызывает какую-то ассоциацию. Все что мы здесь видим, нужно возводить в какую-то степень интерпретации. Маленький предмет – наследие огромной империи. Ведь кочевники оставляют после себя только вихрь, который несется вслед за ними.
Особый интерес у специалистов и любителей истории вызывают гуннские поселения с крепкой оборонной системой и утепленными жилищами, жители которых были искусными ремесленниками, земледельцами, скотоводами, строителями и т. д. В Бурятии самыми известными поселениями являются Иволгинское городище и Дурены.

- Иволгинское поселение, что это такое? Это поселение среди кочевого мира. Что это было? Столица, замок с какими-то дворцами с жреческим составом, рабами, землепашцами, рыболовами, которые обслуживали империю? Все это возрождает дополнительный интерес, – отметил Андрей Головнев.

По словам хранителя археологической коллекции фондов «Национального музея Бурятии» Ларисы Ярославцевой, здесь представлены уникальные находки самого разнообразного материала.

- К примеру, материалы могильника Царам, который раскапывался с 1997 года, поступают в музей после длительной обработки, щадящей реставрации. К примеру, фрагмент тента китайской колесницы, наконечник дышла, скоба колеса и втулка. Все детали данной колесницы были покрыты живописными рисунками из минеральных красок, - отметила Лариса Ярославцева.

Елена Монтоева

Тэги:
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив