КУЛЬТУРА
В уникальном селе откроется дом культуры после капитального ремонта
В уникальном селе откроется дом культуры после капитального ремонта

Просмотров: 676



Бурятское название села – Тамча. Мало найдется в Бурятии, да и России, мест со столь богатой историей, как это. Благодаря возникновению здесь Тамчинского дацана поселок более 130 лет был не только религиозным, но и культурным центром искусств, ремесел, книгопечатания и медицины.
Неслучайно, сейчас это самый большой административный центр сельского поселения «Гусиное Озеро». По численности жителей занимает второе место после райцентра – города Гусиноозерска. Если бы не его появление в связи со строительством ГРЭС, столица Селенгинского района могла бы сейчас располагаться на другой стороне Гусиного озера.
Из Хүл нуур в Галуун нуур
Достаточно вспомнить, что это появление этого продолговатого озера вошло в народные предания местных бурятских родов. Их старейшины рассказывали, как когда-то на месте озера простиралась степь. Посреди этой долины стоял дацан, возле которого ламы вырыли глубокий колодец. Однажды утром послышался подземный грохот. И вода хлынула из колодца так сильно, что дацан перенесли на более высокое место. Но вскоре вода дошла и туда. В основе этих преданий реальные исторические факты. Глядя сейчас на Гусиное озеро трудно поверить, что когда-то оно было настолько мелководным, что буряты называли его Хүл нуур - «нога-озеро». Его действительно можно было перейти вброд, пока в начале XVIII века приток реки Темник, Цаган-гол не прорвался в долину и затопил ее. Еще в начале 19 века посередине затопленной долины возвышался единственный островок — Осередец. Там гнездились утки, цапли, чайки, журавли, дикие гуси. Последних было так много, что  охотники добывали их с помощью весел или палок. На берегах озера пудами собирали гусиные перья, которыми в те годы писали. Озеро стали называть Гусиным, на бурятском Галуун нуур. Именно сюда на юго-западный берег озера в местность Тамча перенесли основанный в 1741 году у реки Темник буддийский монастырь — дацан. Ему дали светское имя по названию местности – Тамчинский. Вокруг монастыря вырос улус Тамча, будущий поселок Гусиное озеро.
В 1839 году после 13 лет каторжных работ недалеко отсюда в Селенгинске поселился декабрист Николай Бестужев. Он  описал Тамчинский дацан в своем этнографическом очерке «Гусиное озеро». Его опубликовали в 1854 году, в первом номере только что основанного в Москве журнала «Вестник Естественных Наук» на почетном — первом — месте. Статья под названием «Гусиное Озеро» вышла без подписи автора, поскольку имена декабристов запрещалось упоминать в прессе. Редакция только намекнула в сноске: «Статья, предлагаемая нами, составлена автором, проживающим более тридцати лет в Забайкалье».
Николай Александрович Бестужев начал очерк с объяснения причин прибыли и убыли воды в озере и описанию горных пород на его берегах. По мнению декабриста, вся история перемены уровня воды в Гусином озере это история непрекращающейся в этих местах вулканической деятельности. Декабрист и сам был свидетелем землетрясения.
Резиденция глав буддистов России
В 1783 году Тамчинский дацан стал резиденцией официального главы буддийского духовенства, имевшего влияние по левую сторону Селенги. В 1809 ему были подчинены и все остальные буддийские монастыри. Таким образом, более 130 лет на Гусином озере был центр буддизма в России. Его можно назвать не только религиозным, но и культурным центром Забайкалья, поскольку здесь при дацане работала типография, издававшая книги на тибетском и монгольском языках. Тамчинский дацан принимал в своих стенах многих знаменитых ученых-исследователей и путешественников, известных учителей-лам и ученых буддийского мира. Так, Дампил Гомбоев, занимавший высокий пост Хамбо ламы с 1878 по 1896 год был «ревнителем просвещения», подарил Восточно-Сибирскому отделению Российского Географического общества коллекцию предметов буддийского искусства. Недавно Тамчинский дацан посетила группа федеральных журналистов по приглашению Русского географического общества. Представители СМИ не только взяли интервью у шэрээтэ ламы, но и познакомились с потомками брата Хамбо ламы Дампила Гомбоева.
Расцвет поселка
Расцвет Тамчинского дацана пришелся на начало XX века. К 1903 году вокруг дацана вырос  большой поселок из почти 300 домов с правильной сеткой улиц. При монастыре из 900 лам постоянно проживали лишь 500. В обычное время в поселке проживало до 900 монахов и мирян. Напомним, что вплоть до 1938 года здесь находилась  резиденция девяти Пандита Хамбо-лам, официальных глав буддистов России. Самые известные из них Дампил Гомбоев и Даши-Доржо Этигэлов.
В Тамчинском дацане работала единственная разрешенная царским правительством школа для хувараков. Здесь был и центр изучения буддийской философии (цаннит), проходили философские диспуты между ламами. Лекари Тамчинского дацана эмчи-ламы помогли ученому А. Позднееву в переводе знаменитого медицинского трактата «Чжуд-ши». За это многих лам наградили золотыми и серебряными медалями.
После первой русской революции в феврале 1917 года  Тамча стала райцентром огромного Селенгинского аймака, куда входили территории нынешних Иволгинского, Кяхтинского, Джидинского и Закаменского районов. И это не считая земель современного Селенгинского района.
Районный центр первой автономии
В конце апреля 1917 года в Чите проходит первый общебурятский съезд под руководством Михаила Богданова, Элбэг-Доржи Ринчино, Базара Барадина и других. Съезд принимает решение об образовании бурятской национальной автономии под названием Буряад-монгол улас – государство Бурят-Монголия. По ее схеме административного управления земли делились на сомоны, хошуны и аймаки. В Забайкальской области образовались Агинский, Баргузинский, Селенгинский, Хоринский аймаки, в Иркутской губернии - Ангарский, Тункинский и Эхирит-Булагатский. Высший орган этого государства - «Буряад-Монгол уласын суглаан» — Бурятский национальный комитет размещался в Чите и имел отделение в Иркутске. В мае 1917 года в Тамчинском дацане проходят собрания по созданию аймачного революционного комитета общественной безопасности, к которому должна была перейти вся полнота власти в Селенгинском аймаке. Станичный атаман Д. Абидуев, подговорив вернувшихся с войны фронтовиков, собрал около сотни людей и разогнал аймачный комитет.
Революционные перемены
В июле 1917 года на проходящем в Тамчинском дацане II Общебурятском съезде Хамбо лама Этигэлов избран его председателем. Вскоре после съезда, в связи с болезнью, он сложил с себя полномочия Пандито Хамбо-ламы.  И тогда впервые избирается главой буддистов лама, не утверждаемый императором Хамбо лама Цыбикжап-Намжил Лайдапов. При нем принято новое «Положение о буддийском духовенстве». Новый Хамбо лама призвал верующих собирать средства на учреждение бурятских национальных школ, создание типографий и выпуск учебников.
В 1920 году Тамча потеряла статус аймачного центра, его перевели в Селендуму. Летом 1921 года улус Тамча на короткое время занял отряд барона Унгерна. Только в 1928 году аймачный центр вновь перенесут в Тамчу, где осенью в дацане пройдут съёмки фильма «Потомок Чингисхана».  
Увековечены в кино
Кадры буддийского ритуального танца Цам, снятого в Тамчинском дацане давно считаются хрестоматийными. По воспоминаниям оператора фильма, поставленный ламами специально для киногруппы, танец, однако, выполнялся его участниками на полном серьезе. Ламы очень быстро перестали замечать присутствие оператора и режиссера. Но им приходилось снимать сразу, при минимальном количестве дублей. Сам оператор Анатолий Дмитриевич Головня в своей книжке «Экран — моя палитра» пишет, что его специально предупредили о невозможности повторения отдельных элементов ритуальных танцев.
- Ламы молились так же усердно, как подобало им молиться в срок, и танцевали в таком же экстатическом порыве. Не отступали ни на шаг от ритуала. Сжигали фигуру зла на каменном жертвеннике... и для целей киносъемки даже останавливали праздник и повторяли отдельные номера. Но в то же время это был у них какой-то гипноз, какая-то киномания лам... и потом, после праздника, они отмаливали грехи в течение четырех дней – рассказывал в репортажах режиссер Пудовкин.
Ему и оператору ламы при их отъезде преподнесли статуэтки богов на голубых хадаках. Вскоре началась масштабная антирелигиозная кампания Советской власти. Постановлением Президиума ЦИК Бурят-Монгольской АССР № 4 от 13 января 1938 года Тамчинский дацан был закрыт. В первые годы после закрытия в зданиях дацана размещалась тюрьма для политических заключённых.
Советские годы
В 1933 году принято решение о переводе аймачного центра в Новоселенгинск. Возможно, что улус Тамча превратился бы со временем в малое село, если бы с началом строительства в 1934 году железнодорожной ветки Улан-Удэ — Наушки в местности Тамча не возник поселок железнодорожников. Строительство завершилось в 1939 году и появилась железнодорожная станция ВСЖД с названием Гусиное озеро. При станции вырос посёлок, включивший в себя улус Тамча. Дом культуры в созданном поселке сдали в эксплуатацию в 1940 году. В 1941 году в дацане открылся филиал антирелигиозного музея, а Гусиное Озеро получил статус поселка городского типа. Сохранял этот статус до 2005 года. За советские годы здесь появились новые предприятия, комплексы сооружений для обеспечения нормальной эксплуатации железной дороги. В 1957 году постановлением Правительства Бурятской АССР  Тамчинский дацан объявили историко-архитектурным памятником. В 1960-е годы в дацане провели реставрационные работы. В 1973 году Дэважин-дуган Тамчинского дацана перевезли в Этнографический музей народов Забайкалья в Улан-Удэ, сделав одним из экспонатов вновь открывшегося музея. В марте 1973 года дуган Аюши из Тамчинского дацана был подарен правительством Бурятской АССР Новосибирскому музею Сибирского отделения АН СССР. В сентябре 1989 года в фундаменте одного из разрушенных зданий дацана обнаружили расколотый на 6 частей Оленный камень, датируемый поздним бронзовым и началом железного века. Для реставрации памятника пригласили специалистов о Эрмитажа. 15 августа 1990 года состоялось установление Оленного камня перед входом в Цогчен-дуган, предположительно на прежнем месте. В 1990 году дацан передан Центральному духовному управлению буддистов СССР, началось возрождение монастырской жизни. В июле 1991 года дацан посетил Далай-лама XIV. Из Новосибирска был возвращён дуган Аюши. 1 ноября 1996 года состоялось освящение нового здания дугана Аюши.
Взрывы снарядов
Дом культуры в поселке Гусиное озеро построили в 1940 году общей площадью 1145, 8 кв. м. Двухэтажное кирпичное строение со зрительным залом на 250 мест и просторным фойе, имеет три гримерных, три костюмерных кабинета. Со времен постройки до 2014 года капитальный ремонт здания не осуществлялся. Лишь периодически проводился косметический ремонт собственными силами и средствами. Вдобавок к этому настоящим бедствием для поселка стали взрывы на соседних военных складах. Летом 2001 года, по официальной версии молния ударила в здание склада, один из снарядов сдетонировал, раздались мощные взрывы. Снаряды долетели до поселка Гусиное Озеро, на глазах у людей начали гореть и рушиться дома. Охваченные ужасом сельчане бежали спасаться в Тамчинский дацан. Он практически не пострадал. Эвакуировали из поселка две с половиной тысячи человек. Многие из них до сих пор не верят в версию об ударе молнией. Потому что за два года до взрывов с этих же складов военными было похищено 140 тысяч патронов. Люди считают, что и это происшествие дело рук военных, которые хотят скрыть следы нового хищения. Военные  отказывались от каких-либо комментариев в СМИ. Как память о тех страшных днях на крышах некоторых домов видны заплаты.
До 2010 года здание дома культуры находилось в ведении ОАО «Российские железные дороги». После передачи здания на баланс муниципального бюджета в 2012 году большое здание не могли отапливать почти два года. Из-за чего потрескались все стены, обвалилась штукатурка и краска, покоробило полы. После ремонта отопительной системы в 2017 году между подвалом и помещениями в стене остались незалатанные проемы.  Поэтому на выделенные в этом году в рамках национального проекта «Культура» 10, 1 млн рублей в ДК Гусиного озера разобраны деревянные перегородки, заложены проемы кирпичом, выровнены стены, произведена стяжка пола, установлены двери, потолок обшили гипсокартонными перегородками, уложена керамогранитная плитка и т.д. Преобразился зрительный зал, гримерные комнаты, кабинеты для руководителя и специалистов, помещения для библиотеки и музея.
Сейчас когда становятся все более популярными туристические экскурсии в Тамчинский дацан и отдых на Гусином озере у обновленного ДК поселка есть все шансы стать новым культурным центром района.
Напомним, что в 2020 году в Бурятии капитальный ремонт в рамках национального проекта «Культура» завершается в 14 домах культуры. А также в 2020 году будут построены и отремонтированы учреждения культуры в рамках президентской дальневосточной субсидии, пройдут ремонты по подпрограмме «Современный облик сельских территорий», капитальные ремонты, строительная экспертиза  в двух ДШИ. Нацпроект «Культура», реализация которого началась 1 января 2019 года, разработан в рамках реализации Указа Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».




Источник:https://minkultrb.ru/news/news/20906-v-unikalnom-sele-otkroetsya-dom-kultury-posle-kapitalnogo-remonta/

Тэги:
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив