КУЛЬТУРА
Ритуальные обрядовые действия во время поклонения местным духам хонгоодоров улуса Енгорбой
Ритуальные обрядовые действия во время поклонения местным духам хонгоодоров улуса Енгорбой

Просмотров: 125

Поклонение хозяйке аршана Хуухэн Бумбэй

Весной и осенью жители села Енгорбой выезжают в местности «Доргото» и «Модотой». Для проведения ритуала готовят преподношения: молоко, табаг – сладости и выпечку для «далга», новую пачку заварки, сливочное масло, молочную водку или водку из магазина, муку, зерна, ветки горького можжевельника – уталга, деньги, желтые монеты – для Зуулэгшэна. Также специально покупают лоскуты ткани – «зурам» белого цвета - для хозяйки аршана Хуухэн Бумбэй, черного – для подношения Зуулэгшэну. Также преподносят хадаки.

Лампады зажигают (зула бадараана) для Зулы (имя божества, дающего людям свет и тепло); затем для Дэрын тооби. В это время мужчинами приготовлены чай и саламат (зоохэй). Алексей Абгай брызгает черный чай, молоко, табаг (тарелка со сладостями), саламат Зуле, Хуухэн Бумбэй, Дэрын тооби, Дулаан хану, Морину, Буха ноену.

После этого шаман зажигает ветви горького можжевельника (hан бадараана) всем хозяевам местности, у которых есть конь и имеется своя коновязь (сэргэ), обходит коновязи каждого хозяина местности и окуривает их. Следующим ритуальным действием является обряд «hэтэрлэхэ» - обряд посвящения животных божествам. «С целью предохранения падежа и увеличения приплода этнические буряты совершали обряд посвящения богу лошади, быка, козла. Посвященное животное (сэтэртэй) украшали ленточками.

В местности Доргото обряд «hэтэрлэхэ» проводят следующим образом. Хозяева специально выбранных для ритуальных действий животных приводят на этот праздник жеребца – производителя (Азарга) и быка – производителя (Буха –ноён таабай). Первым обряд «hэтэрлэхэ» проводят с быком – производителем. Шаман берет освященные атласные ленты и передает их хозяину быка. Тот привязывает их своему животному на рога. Шаман намазывает сливочное масло на лоб, рога, передние ноги ниже колен и копыта животного. После этого ставит пиалу с молоком на спину быка, и водит его вокруг коновязи три раза. По тому, на какую сторону и как упала – вверх и вниз дном, определяется благосклонность духов в этом году.

Затем обряд «hэтэрлэхэ» проводят с жеребцом. Обряд проводится так же.

После исполнения всех ритуальных действий шаман брызгает черный чай, молоко и саламат хозяйке аршана Хуухэн Бумбэй. Преподносит ей зурам – лоскуты белой материи и хадаки. Затем производится обряд преподношения даров Зуулэгшэну: зурам – лоскуты материи черной однотонной материи, хадаки и желтые монеты.

Поклонение хозяйке Модотой – Модтой тооби.

После обеда в местности Модотой  выполняются такие же ритуальные действия, как и на Доргото, кроме ритуала поклонения Зуле. После обрядов hэтэрлэхэ», проводят обряд сжигания костей барана (хонео шатааха).

Вот как проводится этот обряд. Каждый год несколько семей преподносят в дар Модотой тооби по овце от каждой семьи для благополучия и процветания. После свежевания овцы, отделяют мясо от костей. Затем в больших котлах варят мясо, кровяные колбасы и внутренности – ореомог. А кости аккуратно раскладывают на специальном возвышении в том порядке, в каком они были, когда овца была живая. Затем Алексей абгай поджигает их (шатаана). Во время горения костей молодые парни и бывалые охотники стараются вытащить голыми руками кусочек мяса или кость. Народное поверье гласит, что счастливчикам круглый год сопутствует удача в охоте. Их поздравляют все присутствующие, но редко кому удается это сделать.

Считается, что при сжигании костей овцы, ее дух уходит в небеса к божествам.


Авторы: Буренов Олзо, выпускник школы 2019 года,

Доноева Ариана, ученица 4 класса

Руководитель: Маргарита Дабаевна Жалсанова

в других селах и городах.

Тэги:
Добавить комментарий

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив